РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тюсикова Наталья Викторовна

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поколения.  Самое благоприятное время для этого – дошкольное детство.

Развитие и обогащение словаря ещё в дошкольном возрасте это залог успешной учёбы в дальнейшем, расширение кругозора, богатство в выражении своих мыслей и избегание употребления штампов в повседневной речи во взрослом возрасте.

Программа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по речевому развитию включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1]

Как же мы можем добиться усвоения детьми новых слов, обогащения их речи? Мы предлагаем это сделать через русскую народную сказку.

Ведь именно сказка одной из первых приходит в жизнь малышей.

Русские народные сказки – это кладезь мудрости многих поколений предков. Они как будто погружают ребёнка в иную реальность, туда, где добро всегда побеждает зло, где Иван находит выход из любой ситуации, а лягушка превращается в царевну. Вместе с героями мальчикам хочется стать более смелыми и находчивыми, а девочкам научиться рукоделию и стать такими же мудрыми и красивыми, как Василиса Премудрая.

Каждая сказка наполнена незнакомыми для ребёнка словами и выражениями «красно солнышко», «честные гости», «скатерть самобранка», «сахарные уста», «хитрые узоры», «буйна голова». Конечно ему захочется узнать почему палаты называют белокаменными, поля чистыми, почему Колобок называется именно колобком, а не просто хлебной лепёшкой.

Дети старшего дошкольного возраста открыты и эмоционально отзывчивы, они всё время стремятся узнать что-то новое, и с помощью такого близкого, понятного и доступного детям и нам инструмента как сказка, мы можем с лёгкостью заинтересовать их, вовлечь, незаметно для них самих, в такой нелёгкий, но, несомненно, интересный процесс изучения родного языка.

При каких же условиях поставленная задача будет осуществима? Как включить сказку в повседневную жизнь, но сделать это ненавязчиво и тем самым не оттолкнуть детей от неё?

Мы предполагаем, что использование русских народных сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию словаря детей при следующих условиях:

  • при обеспечении условий понимания детьми содержания сказочных текстов;
  • при условии, что русские народные сказки будут отобраны адекватно возрасту детей:
  • при систематическом включении русских народных сказок в непосредственную образовательную деятельность;
  • при создании совместно с детьми наглядных пособий и организации предметной среды по мотивам русских народных сказок.

Соблюдая эти несложные рекомендации, мы сможем не только обогатить словарь старших дошкольников новыми словами и выражениями, научить использовать эпитеты и метафоры, но также поможем развить фантазию,  словотворчество и желание видеть в сказочных персонажах не просто хорошее или плохое, друга или врага, но и отмечать их особенности, определять характеры, прогнозировать дальнейшие события. Русские народные сказки помогут раскрыть  дошкольникам меткость и выразительность языка, покажут, как богата родная речь живыми и образными выражениями, юмором.

Авторы Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своей книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» утверждают, что «Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании» [2] Используйте русские народные сказки чаще, включайте «сказочные» обороты в повседневную жизнь, рисуйте, лепите, ставьте спектакли по полюбившимся сказкам и дети, подражая взрослым, обязательно почерпнут для себя много нового, дополнят и обогатят свою речь и, в конечном итоге, станут людьми с широким кругозором и выразительной речью.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности по русской народной сказке « Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста. 2013-2014 уч. год

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,  «Физическая культура» Виды детской деятельности: игровая...

Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста

Расширять знания детей о театральном искусстве, добиваться выразительности в изображении сказочных персонажей, развивать творческие способности...

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста...