РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поколения. Самое благоприятное время для этого – дошкольное детство.
Развитие и обогащение словаря ещё в дошкольном возрасте это залог успешной учёбы в дальнейшем, расширение кругозора, богатство в выражении своих мыслей и избегание употребления штампов в повседневной речи во взрослом возрасте.
Программа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по речевому развитию включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [1]
Как же мы можем добиться усвоения детьми новых слов, обогащения их речи? Мы предлагаем это сделать через русскую народную сказку.
Ведь именно сказка одной из первых приходит в жизнь малышей.
Русские народные сказки – это кладезь мудрости многих поколений предков. Они как будто погружают ребёнка в иную реальность, туда, где добро всегда побеждает зло, где Иван находит выход из любой ситуации, а лягушка превращается в царевну. Вместе с героями мальчикам хочется стать более смелыми и находчивыми, а девочкам научиться рукоделию и стать такими же мудрыми и красивыми, как Василиса Премудрая.
Каждая сказка наполнена незнакомыми для ребёнка словами и выражениями «красно солнышко», «честные гости», «скатерть самобранка», «сахарные уста», «хитрые узоры», «буйна голова». Конечно ему захочется узнать почему палаты называют белокаменными, поля чистыми, почему Колобок называется именно колобком, а не просто хлебной лепёшкой.
Дети старшего дошкольного возраста открыты и эмоционально отзывчивы, они всё время стремятся узнать что-то новое, и с помощью такого близкого, понятного и доступного детям и нам инструмента как сказка, мы можем с лёгкостью заинтересовать их, вовлечь, незаметно для них самих, в такой нелёгкий, но, несомненно, интересный процесс изучения родного языка.
При каких же условиях поставленная задача будет осуществима? Как включить сказку в повседневную жизнь, но сделать это ненавязчиво и тем самым не оттолкнуть детей от неё?
Мы предполагаем, что использование русских народных сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию словаря детей при следующих условиях:
- при обеспечении условий понимания детьми содержания сказочных текстов;
- при условии, что русские народные сказки будут отобраны адекватно возрасту детей:
- при систематическом включении русских народных сказок в непосредственную образовательную деятельность;
- при создании совместно с детьми наглядных пособий и организации предметной среды по мотивам русских народных сказок.
Соблюдая эти несложные рекомендации, мы сможем не только обогатить словарь старших дошкольников новыми словами и выражениями, научить использовать эпитеты и метафоры, но также поможем развить фантазию, словотворчество и желание видеть в сказочных персонажах не просто хорошее или плохое, друга или врага, но и отмечать их особенности, определять характеры, прогнозировать дальнейшие события. Русские народные сказки помогут раскрыть дошкольникам меткость и выразительность языка, покажут, как богата родная речь живыми и образными выражениями, юмором.
Авторы Алексеева М.М., Яшина Б.И. в своей книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» утверждают, что «Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании» [2] Используйте русские народные сказки чаще, включайте «сказочные» обороты в повседневную жизнь, рисуйте, лепите, ставьте спектакли по полюбившимся сказкам и дети, подражая взрослым, обязательно почерпнут для себя много нового, дополнят и обогатят свою речь и, в конечном итоге, станут людьми с широким кругозором и выразительной речью.
Список использованной литературы.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности по русской народной сказке « Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста. 2013-2014 уч. год
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура» Виды детской деятельности: игровая...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-439099-1478112732.jpg)
Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517808-1415294282.jpg)
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-660732-1441144456.png)
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-576509-1441619969.jpg)
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста
Расширять знания детей о театральном искусстве, добиваться выразительности в изображении сказочных персонажей, развивать творческие способности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1421269-1663251119.jpg)
(СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)Для старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...