Применение интерактивной песочницы в работе учителя - логопеда
консультация по развитию речи

Наследова Ирина Владимировна

В коррекционных занятиях для детей с нарушениями речи необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так же на развитие двигательной и эмоционально-волевой сфер.

 Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми данной категории является метод песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-interaktivnaya_pesochnitsa.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Применение интерактивной песочницы в работе учителя - логопеда

В настоящее время наблюдается рост количества детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наблюдается недостаточность развития всех психических процессов: недостаточность зрительного восприятия, низкая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление, без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с  нарушениями речи нередко отмечается общая соматическая ослабленность, так же им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, в частности недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Эмоционально-волевые нарушения часто проявляются в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы. Может наблюдаться повышенная раздражительность, или наоборот заторможенность и вялость.

детей характеризуется малой инициативностью, неуверенностью в себе, отсутствием интереса к занятиям вследствие критичного отношения к состоянию собственной речи. Все это обуславливает задержку в формировании коммуникативных навыков в целом.

Таким образом, в коррекционных занятиях для детей с ТНР необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так же на развитие двигательной и эмоционально-волевой сфер.

 Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми данной категории является метод песочной терапии.

Игра ребёнка на песочном поле является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим людям. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира интерактивной песочницы, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт  самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность.

 Каждое занятие в интерактивной песочнице открывает для ребёнка дорогу в сказочный мир необычных приключений. Проецируемое изображение на песке взаимодействует с движением рук, позволяя строить различные ландшафты, окрашенные в разные цвета. Это оборудование позволяет ребёнку

Самостоятельно создавать объёмные картины, оптимально соответствующие возможностям его пространственного зрения, разыгрывать в песочнице различные сцены и озвучивать их.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Иными словами, использование песочницы в психолого-педагогической практике дает комплексно-терапевтический эффект.

Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности,  благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок. Интерактивная песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом,где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребёнок играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счёт того,что на каждом занятии ребёнок неоднократно создаёт свой мир из песка с использованием разных режимов.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными;

- перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

- на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целесообразность применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

В статье раскрывается значение использования интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе логопеда...

Применение интерактивной песочницы в работе учителя- логопеда.

Применение интерактивной песочницы наиболее подходит для работы с детьми с ОВЗ.Часто эти дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного речевого развития, ограниченного запаса зн...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

Испльзование интерактивного оборудования на занятия с детми дошкольного возраста...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

Испльзование интерактивного оборудования на занятия с детми дошкольного возраста...