Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гардт Регина Александровна

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»

Задачи:

обучающие: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).

Методические приёмы: использование  ТСО,  дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы,   беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ детский сад № 7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

В рамках тематической проверки по теме

"Речевое развитие детей".

                           

                     Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

                                       Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Гардт Р.А.

2021

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»

Задачи:

обучающие: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).

Методические приёмы: использование  ТСО,  дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы,   беседа.

НОД:

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха.

2.   основная часть (длит.15мин)

Методические приёмы

  1. Артикуляционная гимнастика

      2. Логопедическая распева  «Песок», «Лиса» (Звук С)

3.  Знакомство со звуком З-Зь

     4.  Дидактическая игра «Пчёлы»

     5.   Работа по картинкам

     6.   Логопедическая распевка  «Коза»

3.  заключительная часть. Подведение итога НОД (длит2мин)

I.Вводная часть

Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

1.Дыхательная гимнастика  «Подуем на листочки»

Ветер (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.

Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте  быстрее в группу.

II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи,  мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое,  надо подготовить  наш артикуляционный аппарат.

1.Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.

2.Закрепление пройденного материала Звук С

-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку песочка.

1.Логопедическаяраспевка  «Песок» (Звук С)

-Давайте вспомним чистоговорку лиса.

2.Логопедическая распевка  «Лиса» (проговаривание чистоговорки)

Са-са-са

Эта хитрая лиса,                                                                                                                                                

Су-су-су

И живёт она в лесу,

Сы-сы-сы

Много дела у лисы,

Со-со-со

Она крутит колесо.

3.Знакомство с новым материалом

1.Знакомство со звуком З-зь

-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.

Разрешенья не спросит,

Подлетит- и укусит! (Комар)

-Как поёт комар?( З-з-з…)

-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо,  то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

-Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                    

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая…
 (пчёла)

2.Дидактическая игра «Пчелы»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья.

Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

3.Работа по картинкам

Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)

Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова?(Заяц, зубы, зонт,зебра, зеркало, зима)

4.Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З?( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зы-зы-зы-зы-зы

Ой беда у той козы,

Зо-зо-зо-зо-зо

И поют козлята зо,

Зу-зу-зу-зу

Надо выручить козу.

IV.Подведение итога

Воспитатель. Ребята скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)

Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.

 Дети удаляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »...