«Дары леса: грибы и ягоды»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

Обогатить представление детей о дарах осени в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_lesa.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида

Конспект НОД для детей подготовительной группы

на тему «Дары леса: грибы и ягоды»

Воспитатель: Большакова К.М.

2022 год

Цель: Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов.

Задачи:


Коррекционно-образовательные:

 - закрепить представление о понятиях «грибы», «ягоды»;

- закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу;

- учить быть осторожными с неизвестными объектами, с несъедобными грибами и ягодами;

Коррекционно-развивающие:

- активизировать внимание, память и мышление;


Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать бережное отношение к природе;

- пробуждать интерес к живой природе;

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу залетел осенний листочек, а на этом листочке что-то написано, давайте прочтем?

Дети: Давайте.

 Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ёжик, а живу я в лесу. Я хочу пригласить вас к себе в гости. Но сначала отгадайте загадку, отгадав её вы узнаете, что я люблю больше всего собирать в лесу.

 Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы

Ножка есть, но нет сапожка,

 Шляпка есть, нет головы.

Дети: Это - гриб.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, а вы все про грибы знаете? Хотите узнать больше? Ну, тогда слушайте внимательно.

Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка и корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

А как называют людей, которые идут в лес за грибами? (Ответы детей). Правильно, их называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана.

 А какой гриб мы найдем под осиной?

Дети: Под осиной найдем подосиновик.

 Воспитатель: Правильно, а под берёзой?

Дети: Под берёзой найдем подберёзовик. Воспитатель: Молодцы!

У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб? Дети: Это мухомор!

Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху, и он превратится в блюдечко. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.

III.  Физминутка «По ягоды»

Воспитатель. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Дети выходят на ковер, вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:

Мы шли – шли – шли (идут по кругу, маршируют)

Много клюквы нашли(наклоняются, достают руками до носочков ног)

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют)

Мы опять идем искать!

Воспитатель. Вот сколько клюквы мы набрали.

Дети садятся на свои места.

IV.Дидактическая игра «Отгадай загадку – найди гриб». (воспитатель читает загадки, дети отгадывают и кладут себе в корзинки  контурные цветные изображения загаданного гриба).

 Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).

 Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).

 Серенькие шапочки, рябенькие ножки, Под берёзкой растут….(подберёзовики).

Из – под ёлок на пригорок Вышел мальчик ростом с пальчик.

Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел, Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)

Воспитатель: Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

 Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

 А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).

Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? (Ответы детей.)

 Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся. (Дети находят ещё один гриб)

 Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим. В лесу есть грибы, что не надо искать, Много растёт их на каждой полянке, Но эти грибы нельзя трогать и брать – Яд в них опасный. Это - ….(поганки).

V. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дары леса: грибы, ягоды".

Занятие обогащает представление детей об осенних дарах леса, активизирует словарный запас, формирует умение образовывать существительные при помощи суффиксов, развивает умение составлять небольшой рас...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Цель: Расширение представлений детей о грибах и ягодах. Систематизация знаний детей по данной теме....

Тематическая неделя «Дары леса. Грибы и ягоды».

С 24 по 28 сентября проходила тематическая неделя «Дары леса. Грибы и  ягоды». В ходе всей недели мы изучали многообразие растений леса: грибов и ягод, рассматривали строение грибов, ...

Перспективное планирование работы в средней группе «Дары леса (грибы, ягоды)»

Перспективное планирование работы в средней группе «Дары леса (грибы, ягоды)» с 17.09.1018г.  по 21.09.2018г....

Календарно-тематическое планирование на тему "Дары леса. Грибы. Ягоды."

В данном планировании представлен план работы на неделю, групповые и индивидуальные занятия....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие Тема: «Дары леса: грибы, ягоды».

обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Учить правильно называть предметы, их качества, цвет, величину, образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать умение описывать и класс...

Маршрутный лист на период дистанционного обучения. Тема недели: "Грибы. Ягоды" НОД Развитие речи "Дары леса: грибы, ягоды"

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу, формировать умение правильно называть предметы, их качества, цвет, образовывать существительные с помощью суффиксов; воспитывать бережно...