«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Гофман Жанылсын Орынгалеевна

 

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

воспитатель

 СП д/с «Колосок»

ГБОУ СОШ с.Пестравка

Ж.О Гофман


Актуальность

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников. Основным показателем уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

 Существует традиционная методика:

наглядные методы-это непосредственное наблюдение его разновидности (наблюдения в природе, наблюдения за животными и людьми, экскурсии и т.п) опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений и рассказывание по результатам наблюдения за ними);

словесные методы – это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал;практические методы –это дидактические игры, дидактические упражнения, игры-      драматизации, пластические этюды, сюжетно-ролевые игры, детское словотворчество и т.п.

На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.

Для реализации этой цели в нашей группе был создан центр речевого развития «Речевичок» В речевом центре имеются дидактические игры и пособия на развитие мелкой моторики рук, которые вносят большой вклад в речевое развитие детей.  «В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности

Дидактические и речевые игры мы используем на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей, во всех режимных моментах: на  прогулке, во время  подвижных игр, пальчиковой  гимнастики, бодрящей  гимнастики после сна,  артикуляционной гимнастики и т.п. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту. С детьми мы учимся рассуждать, беседовать. Широко применяем  в своей работе по развитию речи словесные игры. Они позволяют закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучают к самостоятельности в работе.

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, существуют  следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии,

ТРИЗ-технологии,    метод проектирования, метод моделирования                                                                                                                                      

ИКТ-технологии, технология мнемотаблиц, синквейн,

использование наглядного моделирования при составлении рассказов,

кинезиология, биоэнергопластика, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, синквейны. мнемотехника.

Остановимся подробнее на тех, которые используем в своей работе.

 Знакомство  с мнемотаблицами  начинатся с младшего возраста, когда  используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию..

Мнемотаблицы– схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов

Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку. Дети  старшего дошкольного возраста и сами рисуют мнемотаблицы и составляют по ним рассказы.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка,расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств,на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело,повышают их стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию,формируют пространственную ориентировку, совершенствуют и регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы  необходимо собдюдение  следующих условий:

1.Кинезиологическая гимнастика проводится утром, длительностью 5-15 мин

2.Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке

3.Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков

4.От детей требуется точное выполнение движений и приемов

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за работу психических процессов , в том числе речи и интеллекта.

Лего-конструирование

Лего-конструирование интегрерируется практически со всеми областям образовательной деятельности и всесторонне развивает детей.

Развивая речетворчество дошкольников мы предлагаем детям придумывать сказки о том, как одна постройка превращается  в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.

Созданные постройки из ЛЕГО мы используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Не первый год в своей работе мы используем леготехнологию. И мы заметили, что детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, расширяется словарный запас и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).

Театрализация делает жизнь детей интересной и содержательной , наполненной яркими впечатлениями , радостью. Работу по театрализованной деятельности мы начинаем с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи. Наши дети с удовольствием принимают участие в играх-драматизациях, речь детей  становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами. В группах имеются такие виды театра как : куклы би-ба-бо,пальчиковый, плоскостной театр, куклы-рукавички. используются также детские костюмы персонажей сказок.

 Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. 

Синквейн

Новая эффективная технология не требует особых условий применения и легко вписывается в работу по развитию речи,

Инновационность данного метода-создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Во-первых, это обогащает словарный запас, учит формулировать идею и позволяет почувствовать себя творцом.

Во-вторых. Это получается у всех! А значит , присутствует ситуация успеха!

 Это метод, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн используется в дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Мы применяем метод  на индивидуальных и групповых занятиях.

Какие правила сочинения синвейна?

Первая строка стиха- тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи- это  существительное, и отвечает на вопросы: кто? что? Вторая строка –два слова-признака. По части речи- это прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? Если тема синквейна «Птица», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая.». Третья строка– три слова-действия. По части речи- это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают? Четвертая строка - целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка. Пятая строчка — всего одно слово, обобщающее, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

Пример синквейна  

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Метод мозгового штурма.

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Темы мозгового штурма для детей.

1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

2. Как не ссориться с мамой?

3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

4. Придумайте насекомое с необычными свойствами.

5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

6. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение новых средств ИКТ.

И результатом работы по развитию речи является, что дети  активно принимают участие в конкурсах чтецов, проводимых в ДОУ и районных акциях: «Осень золотая», «Любимой мамочке посвящается», «Читаем Пушкина», в районном конкурсе «Степные звёздочки» и др, и занимают призовые места, участвовали в акции «Живая история Самарской губернии», где читали стихи о малой родине местной поэтессы О.Бузаевой.
Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И в заключение хочется напомнить известные правила для смелых и упорных педагогов. Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...

«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...