Картотека игр для детей по развитию речи
картотека по развитию речи

Картотека "Игры для развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvitie_rechi.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи для дошкольников

Игры по ознакомлению со словом для средней группы

1. «Кто что делает?»

Цель: дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Материал: карандаш, бумага.

Ход игры: Воспитатель приглашает одного из детей к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: «Что делает Саша?». Дети должны ответить одним словом. Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Вы мне назвали много слов. К словам, которые вы мне называли и которые назвала я, можно поставить вопрос: «что делает?», эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить вопрос». (варит, шьет, бежит, смеется и т.д)

2. «Какой он?»

Цель: дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Материал: лимон

Ход игры: Воспитатель стоит с детьми в кругу и показывает детям лимон. Предлагает рассмотреть его и сказать какой он бывает. (Желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и тд). Дети по очереди называют прилагательные. Затем педагог говорит: «мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». Таким образом отрабатываются прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос: какой? Ребенок, который не назвал прилагательное, выбывает из игры.

3. «Стоп! Палочка, остановись!»

Цель: дать понятие о слове, обозначающем действие и признак предмета

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему — своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» — спрашивает воспитатель. Дети выбирают животное – котенок. Педагог вручает палочку кому- либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый... Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга. Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова о том, что котенок может делать» (подбор слов-глаголов). Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному слову: лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т.д. Затем воспитатель предлагает детям вспомнить и повторить все названные слова (какой котенок и что он может делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат.

4. «Вспомним разные слова»

Цель: закрепление понятия слова

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать

его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

5. «Назови предмет» 

Цель: развитие навыков словообразование, подбор слов

Ход игры: Дети вместе с воспитателем сидят в кругу в группе. Воспитатель говорит: «Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице». Воспитатель начинает «Тетрадь». И так дети по кругу называют слова. Тот, кто не назвал слово, выбывает из круга. В конце воспитатель говорит: «Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята! Давайте их повторим» и вместе с детьми проговаривает слова, которые звучали во время игры.

Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста

1. «Найди себе пару»

Цель: учить подбирать антонимы

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра:

"Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например, Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется противоположным словом. Если Сережа скажет «большой», то парой будет тот, кто отзовется «маленький». Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть". Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

2. «Найди слово»

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый. Например: «Сахар сладкий, а лимон .... Луна видна ночью, а солнце .... Огонь горячий, а лед .... Тополь высокий, а шиповник .... Река широкая, а ручей .... Камень тяжелый, а пух .... Редька горькая, а груша...». Далее детям предлагаются следующие вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, какой? Если в комнате не светло, то в ней как? Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? Если нож не тупой, то, значит, он какой?» Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»

3. «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу

Ход игры: Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья». Послушайте, какие я назову предложения.

  • Дождь идет (льет).
  • Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет —  как можно сказать по-другому? (Наступает). Далее дети поочередно подбирают синонимы на следующие словосочетания:

чистый воздух (свежий воздух);

  • чистая вода (прозрачная вода)
  • чистая посуда (вымытая посуда);
  • самолет сел (приземлился},
  • солнце село (зашло);
  • река бежит (течет, струится);
  • мальчик бежит (мчится, несется);

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

4. «Подбери словечко»

Цель: учить подбору родственных слов.

Материал: мяч        

Ход игры: Дети стоят в кругу вместе с воспитателем. У воспитателя в руках мяч. Педагог говорит слово, например, пчела и кидает ребенку. Ребенок должен бросить мяч обратно воспитателю, назвав родственное слово (пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.). Воспитатель периодически меняет слова. Если ребенок не называет слово, то он выходит из круга. Побеждает тот, кто ни разу не ошибался и остался в кругу.

5. Игра «Наоборот» 

Цель: развивать у детей сообразительность, учить подбору антонимов

Материал: мяч

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Педагог произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч педагогу. Педагог говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

Игры по ознакомлению с предложением для старшего возраста

1. «Какая полоска нужна?»

Цель: Учить детей дифференцировать понятия «слово» и «предложение».

Материал: Короткие и длинные полоски бумаги.

Ход игры: Воспитатель раздает детям полоски и говорит «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если я назову предложение - длинную полоску.

Карандаш. Медведь рычит.

Барабан. Дети играют.

Стол. Рыбки плавают.

Волчек вертится. Книга интересная.

Тот, кто ни разу не ошибся, считается победившим.

2. «Посчитай»

Цель: знакомить детей с понятием предложение

Ход игры: Дети сидят за столами. У каждого на столе лежат по 4 полоски из картона. Воспитатель читает детям рассказ: «Весной Лена, Маша и Коля посеяли семена моркови. Все лето дети поливали посадки из леек. Осенью они собрали большую корзину моркови. Дети довольны урожаем.» После каждого предложения воспитатель делает паузу. Задача детей показать столько полосок, сколько они сосчитали предложений в рассказе.

3. «Придумай предложение»

Цель: упражнять в придумывании предложений с заданным словом        

Материал: кубик        

Ход игры: Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Юле кубик. Она возьмет кубик и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает кубик рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди кубик переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

4. «Что ты любишь?».

Цель: учить детей составлять распространенное предложение

Материал: предметные картинки.

Ход игры: Педагог сообщает детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте». «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»; «Я люблю пирог с черникой, а вы?» «Я люблю играть с мячом, ну а вы?» Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом» и т.д.

5. «Профессии»

Цель: научить детей составлять предложения о знакомых профессиях.

Материал: сюжетные картинки с изображением людей, определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Ход игры: Дети сидят в кругу. По очереди подходят к доске, выбирают себе картинку. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе». Если ребенок затрудняется, группа помогает

Игры по ознакомлению со словесным составом предложения для старшего возраста

1. «Слушай и считай»

Цель: упражнять в определении количества слов в предложении на слух

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель чётко говорит предложение, а дети подсчитывают количество слов и соответственно хлопают в ладони.  Первоначально для анализа используются слова без предлогов и союзов.

1) ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ. НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ. ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ. ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ. ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ.

2) ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ. ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ. МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ. МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР. КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА. ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ.

2. «Сплетем венок из предложений»        

Цель: упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически

Ход игры: Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. Стол стоит в группе. Кто ошибается, выбывает из игры.

3. «Сколько слов»

Цель:

Материал: фишки

Ход игры: Дети сидят за столами. Воспитатель читает предложение «Машина везет груз». Спрашивает детей: Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто набрал больше фишек в игре, тот победил.

4. «Напишем кукле письмо» 

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства

Материал: длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов

Ход игры: Педагог произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память. Кто ошибается, в игре больше не участвует.

5 «Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух

Материал: цифры

Ход игры: Педагог произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов. Предложения для игры: 1. Алеша спит. 2. Петя кормит кур. 3. Врач лечит больного ребёнка. 4. Мама купила Наташе красивую куклу. 5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

Ребенок, который ошибся, выбывает из игры.

Игры по ознакомлению со слоговым строением слова для старшего возраста

1. «Делим слова на слоги».

Цель: научить делить слова на слоги

Материал: мяч

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель говорит:

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое-нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч начинаем!

Воспитатель поочередно кидает детям мяч и говорит слово, а они должны произнести его по слогам. Кто ошибается, выходит из круга.

Мама (ма - ма), сады ( са - ды ), Родина (Ро- ди на), сливы ( cли- вы ).

2. «Купи игрушку»

Цель: научить детей определять количество слогов в слове

Материал: игрушки (мяч, кукла, лиса, мишка, машина, Петрушка, собака,

Буратино, Чебурашка)

Ход игры: Каждому играющему дается задание - купить игрушку, в названии которой два слога.

Игрушки разложены на столе. Воспитатель первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги (кук-ла), произносит отдельно каждый слог, определяет их количество. После того как игрушки с двусложными названиями (кукла, мишка, лиса) будут куплены, воспитатель предлагает детям покупать игрушки, в названии которых слышатся три части (машина, Петрушка, собака). Когда будут проанализированы все ответы, воспитатель выясняет, почему никто не стал покупать мяч, Буратино и Чебурашку. Дети должны ответить, что по правилам игры нужно было покупать игрушки, названия которых состояли только из двух и трех частей.

Кто ошибается, выбывает из игры

3. «Найди вкусное слово»

Цель: учить определять количество слогов в слове

Ход игры: Воспитатель, начиная занятие, говорит: "Представьте, дети, что мы будем отмечать день

рождения куклы Маши. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных вещей. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы названия их состояли только из двух или трех частей. Ребята, которые сидят слева, будут называть лакомства из двух частей, а справа - из трех. Начинаем! Дети предлагают двусложные слова - вафли, калач, булка, лимон, халва; трехсложные - пастила, бублики, леденцы, соломка, шоколад... В конце занятия  подсчитывается количество названных детьми слов каждого ряда.

4. Кто в каком домике будет жить?

Цель: научить детей определять количество слогов в слове

Материал: доска

Ход игры: Воспитатель на доске чертит квадраты. Сообщает, что каждый квадратик обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратах будут жить насекомые: в первом домике те, названия которых имеют только одну часть. Во втором лишь те, в названиях которых есть две части, а в третьем - насекомые с названием из трех частей. Все дети разделяются на две подгруппы, а воспитатель ведет подсчет очков. Выигрывают те, кто назвал большее количество насекомых и не допустил ошибок.

(муравей, мотылек, жук, комарик, пчела, оса, стрекоза, бабочка)

5. «Горячий мяч»

Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги, развивать внимание

Ход игры: Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.

Игры по ознакомлению со звуковой стороной слова для старшего возраста

1. «Найди свою игрушку»

Цель: учить определить звуки в словах

Материал: игрушки (ёжик, жираф, флажок, жук, медвежонок, ножик, жёлудь, зайка, замок. Коза, ваза, роза, грузовик, зонтик)

Ход игры: В обруч положить вперемежку игрушки.. Разделить детей на команды. Одна команда собирает игрушки, в названиях которых слышится звук «З», а в другую «Ж». Команды с игрушками встают напротив друг друга. Каждый участник называет свою игрушку и определяет позицию звуков «Ж» или «З» в слове. Выигрывает команда, которая правильно выполнила задание

2. «Окуни и щуки»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах гласные и согласные буквы

Ход игры: Дети делятся на две команды «окуни» и «щуки». Они двигаются произвольно по площадке. Воспитатель произносит поочередно слова то начиная с гласной буквы, то с согласной. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово с гласной буквой, а «щуки» когда услышат слово с согласной. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

3. «Назови первый звук»

Цель: учить определять первый звук в слове

Материал: предметные картинки: мак, масло, мыло, мука

Ход игры: Выставить на доску предметные картинки. Предложить назвать, что изображено на них. Спросить, с какого звука начинаются эти слова. Так же рассмотреть следующие группы картинок.

  • Мяч, машина, молоко.
  • Кот, корова, курица.
  • Пирамидка, пальма, пылесос

Дети делятся на 2 команды. Воспитатель произносит слова. Команда должна определить первый звук в слове. Побеждает та команда, которая лучше справилась с заданием.

4. «Олимпийский чемпион»

Цель: учить детей подбирать слова со звуком в начале, середине и конце слов

Материал: фишки

Ход игры: Воспитатель с детьми сидят за столами. Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «Р» («Л», «М») в начале, середине и в конце. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры определяется победитель – участник, набравший наибольшее количество фишек. Ему вручают флажок чемпиона.

5. «Повтори, не ошибись»

Цель: учить детей правильно произносить звуки

Ход игры: Воспитатель с детьми стоят в кругу. Воспитатель просит детей послушать, запомнить и повторить ряд гласных звуков (слогов) поочередно. «А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ», «ТИ-ТО-ТА-ТЫ» и т.д. Дети четко и громко по кругу повторяют за воспитателем. Тот, кто ошибся, выбывает из круга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сказкам на развитие речи, коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигае...

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшей группы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12038566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"402","width":"480"}}]]...

Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

В картотеке представлены  игры для развития речи детй раннего возрста....

Картотека игр и упражнений по развитию речи для детей среднего возраста

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Картотека игр и упражнений по развитию речи детей старшего возраста

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...