Проект "С пальчиками играем - речь развиваем"
проект по развитию речи (младшая группа)

Санталова Юлия Олеговна

Цель проекта организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.Проект включает в себя перспективный план, картотеку пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

На тему: «С пальчиками играем – речь развиваем»

для второй младшей группы

Паспорт проекта
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию.
В.М. Бехтерев

1. Название проекта: «С пальчиками играем, речь развиваем».
2. Вид проекта: познавательно- игровой, творческий, развивающий.
3. Срок проекта: сентябрь – октябрь 2022 г.

Проводятся 1 раз во вторую половину дня. Длительность - 15 минут.
4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
5. Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
6. Актуальность проекта:
Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малыши, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… » Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если движения малыша соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс игр и упражнений для работы пальчиков. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В процессе проектной деятельности мы также будем уделять внимание просвещению родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.
7. Задачи проекта:
- разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
- развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;
- пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
- просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
- помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.
Предполагаемый результат:
• развита мелкая моторика рук у детей;
• положительная динамика в развитии речи детей;
• у ворспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
• проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
• в группе пополнена ППРС играми и пособиями для развития мелкой моторики;
• активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта.
• Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) и другая
• Оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
• Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, выставки детских работ .
• Привлечение родителей к участию в конкурсах, к изготовлению игр, пособий, пальчикового театра.

Перспективный план проекта

Сентябрь
«Осень» - Д/игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей)
- Д/упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов)
- Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Осенний, осень к нам пришла», «Осень»
- Д/упражнение «Рисуем осенний дождь» (изображение прямых линий)
-Игры со шнуровкой
- Консультации для родителей по развитию мелкой моторики «Умные пальчики»
- Игры со строительным материалом
- Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из ягод)
Октябрь
«Собираем урожай» - Консультация для родителей «Массаж кистей»
- Пальчиковые игры: «Заяц и кочан капусты», «В корзиночке», «Заготавливаем капусту», «Варим компот»
- Игры с массажным мячом
- Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов)
- Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)
- Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)
- Рисование фруктов, овощей, грибов пальчиками, используя гуашь
- Игровое упражнение «Отделить бобы от гороха»
- Игры с мозаикой
Ноябрь
«Все работы хороши» - Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях как эффективном средстве речевого развития детей
- Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук)
- Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
- Игры с лего и конструктором
- Пальчиковые игры: «Повар», «Строители», «Почтальон»
- Игры со шнуровкой
- Д/игра «Строители» (выкладывание домика из счетных палочек»)
- Д/игра «Водитель» (собрать машину из геометрических фигур)
- Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли)
- Д/игра «Веселые прищепки»
- Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)
- Пальчиковый театр «Репка»
Декабрь
«Здравствуй, зимушка-зима!» - Буклет для родителей «Пальчиковые игры со стихами, скороговорками».
- Рисование по трафаретам, штриховки.
- Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» (из соленого теста)
- Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Елка»
- Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)
- Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)
- Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)
Игры с мозаикой
- Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)
- Пальчиковый театр «Колобок»

Заключительный этап
Анализ проделанной работы, итоговое мероприятие по проекту “Пальчиковый театр по сказке “Теремок”.

Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2)] С. Шанина С.Е.«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Москва: «Риполплассик», 2008;
3) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
4) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
5) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
6) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
7) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
8) О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактическая игра с прищепками "Кто что ест?"
Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательного интереса, способствовать расширению и активации словаря, а также развитию памяти и мышления.
Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.
При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий
к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

Дидактическая игра с прищепками "Кто где живет?"
Описание материала: Игра изготовлена из кругов с изображением «домиков» животных и прищепок с карточкой животного.
Цель: правильно определить домик каждого животного, закреплять обобщающие понятия: "Домашние животные", "Дикие животные".
Задачи:
1. Создание условий для освоения детьми элементарных знаний о животных
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, т. к. все картинки приклеены на прищепках. Необходимо не только найти правильную картинку, но и прицепить ее с помощью прищепки.
3. Развитие мышления, воображения, памяти, зрительного внимания.
4. Способствовать развитию речи.
Ход игры
Детям раздаются круги с изображением домиков животных и прищепки с приклеенными карточками с изображением животных.
- Ребята посмотрите на прищепки, что вы видите? (животных). Воспитатель показывает любое животное и спрашивает.
- Что это за животное?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель выслушивает ответы детей, игра продолжается.
- Ребята у каждого животного есть свой домик, давайте поможем найти каждому животному свой домик! Дети определяют домик для животных.
Молодцы ребята вы правильно назвали всех животных и нашли каждому свой домик.

Дидактическая игра «Времена года» (на липучках)
Цель: формирование и закрепление знаний детей о последовательной смене сезонов, о признаках времён года.
Задачи:
- правильно определять визуальные сезонные признаки;
- запоминать сезоны года и последовательность их чередования;
- развивать наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Игровой материал: Бумажный круг, поделенный на 4 сектора, согласно временам года. Карточки с распространенными - по 4 на весну, осень, зиму, лето с наклеенными на них липучками.
Ход игры:
Вариант 1: Воспитатель предлагает детям выбрать и разложить карточки с признаками на соответствующие иллюстрации времен года.
Советы воспитателю: воспитатель вместе с ребенком называет признаки времени года. По необходимости задаёт наводящие вопросы, например, «Что происходит с деревьями весной?», «Во что ты одеваешься зимой, когда холодно?» и так далее. С вашими наводящими вопросами малыш сможет прикрепить явления природы к нужному сектору.

Дидактическая игры (на липучках) «Овощи и фрукты», «Продукты, ягоды»
Цель: развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста; формирование наглядно - образного мышления; закрепление названий овощей и фруктов, продуктов, ягод.
Ход игры
Воспитатель загадывает ребенку загадку и предлагает выбрать изображение правильно угаданного овоща (фрукта), продукта, ягоды. Ребенок прикрепляет угаданный овощ (фрукт), продукт, ягоду на игровое поле.

Дидактическая игра (на липучках) «Виды транспорта»
Цель: научить детей дошкольного возраста отличать и называть водный, воздушный и наземный транспорт, размещать карточки на нужную картинку; обогащать словарный запас; развивать монологическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос, развивать мышление, воображение, память, сообразительность, мелкую моторику рук.
Ход игры
Перед началом игры ребенок берет игровое поле и карточки с изображением различного вида транспорта. Ребенок прикрепляет карточку к полю в зависимости от того, к какому виду транспорта она относится. Затем он произносит то, что у него изображено на карточке и объясняет, как этот транспорт называется, к какому виду транспорта он относится, как он перемещается и его предназначение. После чего крепит карточку на игровое поле.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

СЕНТЯБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы,
(загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины, листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ К НАС ПРИШЛА…

Осень, осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.
(стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад, листья кружатся, летят. (трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны, подождем их до весны.
(кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

ОСЕНЬ
Солнышко греет уже еле-еле,
(поочередно соединяем пальцы, начиная с большого на обеих руках)
Перелетные птицы на юг улетели,голы деревья, пустынны поля,
Белым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
(сжимаем руки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводим руки в стороны)


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Умные пальчики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения рук тесно связанны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Ученые (М.М. Кольцова) пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца- на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными или металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывание их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки); игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «Пальчиковый театр».
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Задача взрослого - поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пирожки и пирожные из песка.
Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Взрослый показывает, как использовать кубики и другие строительные материалы. Начинать необходимо с простейших построек. Пусть ребенок попытается воссоздать их по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
К работе по развитию моторики необходимо подключать родителей. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому ли что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.
На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Приобретая навыки самообслуживания, ребенок продвигается и в речевом развитии.
Формированием мелкой моторики у детей раннего возраста могут заниматься и родители. Работа эта разносторонняя и многообразная. Она может вестись в трех направлениях:
• массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
• обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретая навыки самообслуживания, посильно помогая членам семьи;
• формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности.
Не упускайте возможности познакомить детей с различными продуктами, самим процессом приготовлением пищи. Пусть поможет перебрать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени и вареники. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

МОЯ СЕМЬЯ.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
А это вся моя семья.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А это вся моя семья» второй рукой погладить весь кулачок.

СОРОКА – СОРОКА.
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала: он в лес не ходил,
Он дров не рубил, он воду не носил,
Не получит он каши.
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. А затем поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с мизинчика.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

КОЗА РОГАТАЯ.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!» «козу» «напускать» на ребенка.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА.
• Киса, кисонька, кисуля!-
Позвала котенка Юля.
• Не спеши домой, постой!-
• И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ОКТЯБРЬ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ЗАЯЦ И КОЧАН КАПУСТЫ
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –долго отдувался! (показ, как заяц движется по столу)

В КОРЗИНОЧКЕ
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке. (делают ладошки «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец, (сгибают пальчики, начиная с большого)
Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

ВАРИМ КОМПОТ
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держим «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешаем»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок (загибаем пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ! (опять» варим» и «мешаем»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МАССАЖ КИСТЕЙ
Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Т.о. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
Вест материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оричевление» деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию.
Поза массируемого – сидя. Массирующая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
Массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку.
Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируется конечность массируемого.
Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.
Продолжительность массажа 3-5 минут.
Поводить массаж можно ежедневно или через день, 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.
Во время массажа можно слушать спокойную музыку.
Для большей эффективности массажа, его можно сочетать с активными и пассивными движениями кистей рук.

В дошкольном возрасте, для детей с речевыми недостатками, используются разнообразные комплексы массажа и самомассажа.
1. Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка». На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

2. Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. ( мизинец)

3. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

5. Массаж (самомассаж). «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

6. Соединение одноименных пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
На базар ходили мы, много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.

7. Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

8. Упражнение «клювы». Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я ,
Чем клювы у цапли
И журавля.

9. Упражнение «Пальцеходы». Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.
Пальцы, как, пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Элементы самомассажа можно вводить детям с 3-х лет. Дети дошкольного возраста достаточно четко, правильно выполняют предлагаемые упражнения.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная состовляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.
Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и речеслуховые, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы, работа полушарий.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память(словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.

Поглаживание.
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Растирание.
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег.
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Разминание.
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,
Так летите же домой. Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

Поглаживание.
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика маленькие кролики.
По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,
И едят морковку кролики из рук.
Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...