Конспект НОД «Каша из топора»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рогожникова Оксана Валерьевна

Конспект НОД по развитию речи

Перессказ русской народной сказки "Каша из топора"

(в подготовительной группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kasha_iz_topora.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ

Конспект по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Каша из топора».

(в подготовительной группе)

C:\Users\a1\Desktop\download.jpg

                                                                           Воспитатель: Рогожникова О.В.

Задачи:

1.Обучающая: - учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

2.Развивающие:

-  развивать у детей умение распространять предложения определениями;

-  развивать мыслительную деятельность;

-  расширять знания детей по теме;

3.Воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Каша из топора».

Предварительная работа: чтение и обсуждение пословиц; игры: «Из какой сказки предмет?», рассказывание сказок по мнемотаблицам.

Ход занятия

(дети стоят в кругу)

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: ребята, вы любите сказки? А почему вы их любите? Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. Они учат нас не щадя сил бороться за правое дело и побеждать.)
Воспитатель: ребята, а какие сказки мы называем народными сказками? (те сказки, которые придумал народ.)

Воспитатель: у народных сказок нет автора, это сказки, которые появились очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Дети садятся

Посмотрите, сегодня я принесла вам волшебный сундучок. Как вы думаете, почему он так называется?

                                                                      (Ответы детей).

Совершенно верно в нём живут сказки! 

Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.

В волшебных сказках происходят превращения и чудеса.

В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно.

– В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер:

И сегодня сундучок приготовил для вас необычную сказку. А чтобы узнать, что приготовил нам сундучок надо отгадать загадки.                                        

Замечательный дружище,
Деревянная ручища -
Да железный обушок,
Закалённый гребешок.
Он у плотника в почёте —
Каждый день с ним на работе.

                                                        (топор)                                                                    

Достаём топор.

Правильно ребята, это топор.

Для чего он нужен?     (топор нужен, чтобы рубить дрова).                          

Посмотрим, что ещё приготовил сундучок? Слушаем загадку.                                                        

В воде растёт,
Уборки ждёт.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова.
                               (Рис)

Правильно ребята, это рис.

А рис это, что?                   (рис это крупа).

Достаём мешочек с крупой. 

Что можно приготовить из крупы?     (можно приготовить кашу).                    

Давайте отгадаем ещё одну загадку.

Много лет жил, нас вкусно кормил.

                                                        (горшочек).

Достаём горшочек из сундука.

Ребята, вы догадались, какую сказку приготовил сундучок? А сказка называется «Каша из топора».

Хотите её послушать?

Давайте немного отдохнём и будем читать сказку.

ФИЗМИНУТКА.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Дети стоят

 Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, послушайте значение некоторых слов.                                                                                                                              

В этой сказке будут встречаться такие слова:

Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.                    Служивый - солдат, военный.                                                                                           Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.                                                                    Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.

Притомиться - устать;

Изба - деревянный, крестьянский дом;

Вдоволь - достаточно;

Варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

Чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

Рассаживайтесь поудобнее. И так начинаем!

Чтение сказки с последующим обсуждением.

                                       Сказка Каша из топора.

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:                                                                                        – Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
– Заходи, служивый.
– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
– Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
– Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
– Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.                             Хозяйка руками всплеснула:                                                                                             – Как так из топора кашу сварить?
– А вот как, дай-ка котёл.                                                                                        Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.                                                                                                      Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.                                                             Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.                                                 – Ну, как? – спрашивает старуха.
– Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
– Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

– Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
– Бери, заправь как надобно.

Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

– Ох, и каша хороша! – облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла – было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

– Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

- Ребята, вам понравилась эта сказка?          (Понравилась.)
- А кто из героев сказки вам понравился больше?
- Как вы считаете, из одного ли топора солдат сварил кашу?
- Какие еще продукты он использовал?
- Где он их взял? ( Хитростью выманил у старухи.)
- Какими словами вы можете охарактеризовать солдата? (- Хитрый, умный, находчивый.)
- А старуха? Какая она? (- Жадная, но любопытная.)
- Давайте с вами вспомним, с чего начиналась сказка. 
- Что было потом?
- Чем закончилась сказка?

Речевая разминка. Ребята давайте разомнём наш язычок, подготовим его к речи.

- Вспомним, как работаем со скороговоркой.

- Первый раз проговариваем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

- Самое главное, правильно произносить все слова.

Шёл Егор через двор

Нёс топор чинить забор

Повторное чтение с установкой на пересказ.

А сейчас я предлагаю вам ещё раз внимательно послушать сказку и потом её пересказать.

Пересказ текста детьми.

Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?                                                                                                                                                                                           Каждая сказка обязательно чему-то учит. Чему учит нас эта сказка?

Она высмеивает плохие поступки и отрицательные качества человека. Нельзя жадничать.

Здесь очень подходит пословица:

Смекнёшь да схитришь – скупого победишь.                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по сказке «Каша из топора» (подготовительная к школе группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюТема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: Развитие всех сторо...

Конспект НОД (ФЭМП) в средней группе (по русской народной сказке «Каша из топора»).

Задачи:закреплять счёт в пределах 5, порядковый счёт в пределах  5, знание времён года, геометрических фигур, умение сравнивать предметы по длине, высоте.Формировать умение внимательно слуша...

Конспект проведения музыкально-спортивного развлечения к Дню Защитника Отечества по сказке «Каша из топора»

23 февраля ,праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые вырастут и станут защитниками Отечества, а пока мы знакомим детей и рассказываем...

Конспект проведения ООД на тему: "Сказки нравственного содержания. Русская народная сказка "Каша из топора" в группе детей 6-7 лет

Материал представляет собой сценарий ООД по направлению "Восприятие художественной литературы" на тему русских народных сказок нравственного содержания. Особая педагогическая находка заключа...

Конспект инсценировки сказки "Каша из топора". Старшая - подготовительная группа детского сада

Конспект инсценировки сказки "Каша из топора" для старшей - подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по развитию речи с использованием моделирования сказок в старшей группе "Каша из топора"

Детский сад «Незабудка» с. Михайловка филиалМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждениядетский сад «Малыш» с. Михайловка муниципального районаБижбул...