Развитие речи детей раннего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Киселева Виктория Александровна

развитие речи в раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx93.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего дошкольного возрастаhttp://embsad.ru/upload/news/orig_5dad69c9dd266206733e6f70eecab471.jpg

«Если педагог или родитель  своей     ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред»

К.И. Чуковский.

   Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более  старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.

  Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов. Безусловно, эти цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка.

  До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.

  К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.

  Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

Ежедневное индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речи. Очень важно на начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и т. д.

  В любой момент жизнедеятельности ребенка можно предусмотреть такие ситуации. При этом стараться вовлечь ребенка в разговор, вызвать у него ответные речевые действия. Терпеливо, обстоятельно  комментировать и свои действия: что делаем, зачем, какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараться показать ребенку, что нуждаемся в его разъяснениях. Таким образом, активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей. При ежедневном общении с детьми в повседневной жизни часто использовать  и прием рассказывания историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек. Рассказывать можно об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты (например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития, параллельно решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. Это способствует созданию  атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии детей.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D0%B1-%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0-124136019.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему:Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободно...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»Игнатова Любовь «Именно в игре ребенок свободно владеет ре...

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»

Консультация для родителей детей младшей группы «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через общение и игру»...

«Игровая технология в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» для детей от 1 до 3 лет

Подвижная игра "Зайка беленький сидит" в 1 младшей группе.Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами,бегать,подпрыгивать на двух ногах,способствовать развитию речи.Зайк...