Формирование культуры питания на занятиях по развитию речи
консультация по развитию речи

Юдина Татьяна Юрьевна

Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам со здоровьем. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

Поэтому в детском саду мы стараемся решить следующие проблемы:

- научить выбирать наиболее полезные продуктов питания;

- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

В ходе решения указанных проблем, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятыми в современном обществе.

4. Закрепить знания режима дня и дать знания о необходимости соблюдения режима питания.

5. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.

6. Развивать коммуникативные навыки.

7. Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:

  1. Формирование представлений о:

• значении правильного питания для работы всего организма.

• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

• полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований

Сегодня я расскажу у некоторых играх и приемах, применяемых для формирования культуры питания на занятиях по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pitaniya_na_zanyatiyah.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры питания и воспитания детей на занятиях по развитию речи

Конспект составила: воспитатель Юдина Т.Ю., 2022.

Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам со здоровьем. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

Поэтому в детском саду мы стараемся решить следующие проблемы:

- научить выбирать наиболее полезные продуктов питания;

- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.

В ходе решения указанных проблем, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Знакомить с правилами этикета, принятыми в современном обществе.

4. Закрепить знания режима дня и дать знания о необходимости соблюдения режима питания.

5. Воспитывать самостоятельность при соблюдении правила гигиены.

6. Развивать коммуникативные навыки.

7. Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:

  1. Формирование представлений о:

• значении правильного питания для работы всего организма.

• роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

• полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований

Сегодня я расскажу у некоторых играх и приемах, применяемых для формирования культуры питания на занятиях по развитию речи.

В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Айболит, куклы Здоровейка, Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к детям за помощью или просят научить тому, чего не знают. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте основная, то через дидактические и сюжетно-ролевые игры можно решить поставленные задачи.

В своей работе я применяю следующие игры:

  1. Игра «Овощи-фрукты». Разделить продукты на 2 группы: фрукты и овощи. Можно использовать как пластиковые, так и карточки с изображениями. Попросить описать выбранный овощ/фрукт (цвет, размер, форма, вкус).
  2. Игра «Готовим обед». Воспитатель называет блюдо, а ребенок, называя необходимые продукты, складывает их в корзинку.
  3. Игра «Полезные продукты». Дети делят продукты на 2 группы: полезные и вредные. Воспитатель рассказывает о полезных продуктах: где растет, какую пользу для организма приносит. Например, морковь для глаз, рыба для крепких костей, лук и чеснок для иммунитета и т.д. В конце занятия дети повторяют.
  4. Сюжетно-ролевая  игра «Овощной магазин». Ребенок должен назвать продукт, где растет, над или в земле, на кусту или дереве.
  5. Сюжетно-ролевая  игра «Сервируем стол для гостей». Воспитатель, говорит, что в детский сад сегодня придут гости (лесные звери, кукла). Повторяем правила сервировки, название посуды, разделение предметов на группы (дидактическая игра «Назови одним словом») (посуда, столовые приборы, кухонная мебель).

Необходим набор игрушечной посуды, набор столовых приборов, элементы сервировки стола (салфетки, скатерть, хлебница), куклы. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть все столовые предметы, элементы сервировки стола и просит рассказать, как нужно подготовить стол к чаю, к обеду, к празднику.

  1.  «Исправь, что не так» позволяет выявить у ребёнка наличие знаний о правилах поведения за столом, навыков приёма пищи и желание рассказывать о них. Необходимо: набор игрушечной посуды, набор столовых приборов, салфетки. Взрослый предлагает ребёнку расположить предметы сервировки обеденного стола, просит сесть за стол и рассказать, как правильно сидеть во время приёма пищи, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, рассказать о правилах поведения  за столом.

В этом случае можно применить куклу, которая не знает правил поведения, ведет за столом себя неправильно, неверно выбирает столовые приборы.

Кроме того, необходимо напомнить о правилах речевого этикета - употребление выражений «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините». А также дети рассказывают невоспитанному гостю о правилах гигиены (мыть руки до и после еды, жевать с закрытым ртом, не разговаривать и не размахивать руками во время приема пищи, пользоваться приборами и салфетками.

  1. Задание «Чем не стоит делиться»  Формирование представлений о правилах гигиены питания. Цель: выявить у детей уровень сформированности представлений об основных принципах гигиены питания. Материал: вилка, нож, салфетка, шоколадка, ложка, яблоко. Содержание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть предметы, лежащие на столе, и определить, чем можно делиться, а чем делиться нельзя. Педагог обращает внимание на то, как ребенок делит яблоко, шоколадку (нельзя откусывать, нужно разломить или воспользоваться ножом). Ребенок комментирует свои действия, объясняет свой выбор.
  2. «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, полдника и ужина», «Выбери блюдо». Формирует представлений о регулярном питании, соблюдении режима питания, его составе (завтрак, обед, полдник, ужин). Материал: часы, карточки с изображением блюд для завтрака, обеда, полдника, ужина. Содержание:  педагог предлагает детям на циферблате часов правильно указать время завтрака, обеда, полдника, ужина. Воспитатель задает вопросы:  Какие блюда едят на завтрак, обед, полдник и ужин? Педагог предлагает показать на часах время приёма конкретных блюд (8,00, 12,00, 15,00, 18,00) (завтрак, обед, полдник, ужин). Правильный ответ звучит так: «Кашу я ем на завтрак. Суп я ем на обед. Кефир я пью на полдник».
  3.  «Назови и расскажи». Цель: выявить наличие у ребёнка знаний о назначении каждого столового предмета. Материал: набор столовых приборов: ложка чайная, ложка столовая, ложка десертная, нож, вилка; чайная посуда, столовая посуда, предметы сервировки. Предложить ребёнку рассмотреть комплект столовых приборов, чайную и столовую посуду, предметы сервировки  и ответить на вопросы  (название каждого из столовых приборов, предметов; для  чего нам нужен каждый из этих предметов?)

Игры помогают закрепить знания детей об овощах и фруктах, дать знания о русских национальных блюдах из овощей и фруктов, заготовке в прок. Закрепить знания режима дня. Учить подбирать продукты в соответствии с меню. Дать знания о необходимости соблюдения режима питания.

Кроме того, мы обсуждаем и заучиваем пословицы поведении за столом и правильному питанию:

  1. Когда я ем, я глух и нем.
  2. Аппетит приходит во время еды.
  3. Большой кусок рот разорвет, а маленький досыта накормит.
  4. Быстро съеденная пища плохо переваривается.
  5. Ешь больше рыбки — будут ножки прытки.
  6. Ложись спать с голодным желудком – проснешься бодрым.
  7. Не глотай, не прожевавши, не болтай, не подумавши.

Наряду с усвоением правил здорового питания и поведения за столом, на занятиях по развитию речи решаются задачи:

- Активизируется словарь по теме, расширяется словарь прилагательных;

- Развивается связная речь детей, закрепляется умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

- Закрепляются знания о разных видах посуды и ее назначении.

В результате не сложных, но в то  же время интересных игровых упражнений формируется культура питания, расширяются представления о значении правильного питания для здоровья человека, о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом.

Список использованной литературы:

  1. Воробьева И.Г. Формирование культуры питания у дошкольников через проектную деятельность, Магнитогорск, 2016 [https://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-formirovanie-kulturi-pitaniya-u-doshkolnikov-cherez-proektnuyu-deyatelnost-2751693.html]
  2. Идрисова Г.И.. Пословицы о здоровом питании, 2021 [https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/03/23/23-03-2021g-poslovitsy-o-zdorovom-pitanii]
  3.  Линник О.В. Формирование культуры питания у дошкольников. Конспект ООД в старшей группе с презентацией, 2015 [https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-valerevna-linik/formirovanie-kultury-pitanija-u-doshkolnikov-konspekt-od-nauchim-mashu-servirovke-stola-k-obedu.html]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формир...

Формирование грамматического строя. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»Побуждать детей отгадывать загадки....

Знакомим с русской народной культурой "Посиделки", конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Программное содержание: формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, ла...

Формирование культуры питания

Формирование культуры питания...

Презентация. Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного  возраста.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Методы и приемы формирования метапредметных результатов на занятиях по развитию речи и обучению грамоте»

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная - это любая деятельность с предметом Метапредметный подход обеспечивает переход о...