Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нахимовская Валерия Валентиновна

Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп

Младшая группа

Название

Цель

Материалы

Ход

1

«Чей? Чья? Чьё?»

Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

-

воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин,

Шляпка (чья?) — бабушкина,

Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,

Тапочек (чей?) – дедушкин.

2

«Родственники?»

Упражнение в подборе однокоренных слов.

-

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий …

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька …

3

«Улетели птицы»

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

-

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  

4

«Кто что услышит?»

Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан

Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки вышеперечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать

5

«Суп – компот»

Обучение группировке на овощи и фрукты, закрепление их названий.

Изображение банки из-под компота и кастрюли (на доске)

Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Дети выполняют задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повторите, куда вы положите этот фрукт?

Средняя группа

Название

Цель

Материалы

Ход

1

«Чудесный мешок»

Уточнение и активизация словаря по теме.

Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.

Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с детьми рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.

2

«Кто как разговаривает?»

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Мяч

Воспитатель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит, Змея шипит, Комар пищит, Собака лает, Волк воет, Утка крякает, Свинья хрюкает

Вариант 2.

Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

3

«Время года»

Обучение временам года, их последовательности и основным признакам.

Картинка с сезонными изменениями

На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Дети выбирает картинки, где изображены явления только названного воспитателем времени года и называет их.

4

«Один – много»

Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Мяч

Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

5

«Животные и их детёныши»

Закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

-

Воспитатель говорит детям названия животных, а дети называют их детёнышей. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Старшая группа

Название

Цель

Материалы

Ход

1

«Назови ласково»

Закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

-

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

2

«Магазин посуды»

Расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого

внимания

Муляжи посуды

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

3

«Найди по цвету»

Закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Картинки с изображением предметов разного цвета

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш.

4

«Похожие слова»

Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Мяч

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему.

Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они

похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий – пугливый. И т.д..

5

«Составь описание»

Учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

-

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Подготовительная группа

Название

Цель

Материалы

Ход

1

«Укрась слово»

Развитие воображения и речи, расширение словарного запаса

-

Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять каждому слову.

2

«Что, где, когда»

Способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

Мяч

Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать.

Например:

Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

Где живут рыбы? (В реке, в море.)

Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)

Когда снег тает? (Весной.) и т.д.

3

«Скажи наоборот»

Расширение словаря антонимов

Мяч

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь, наоборот. Например: темно, а наоборот - светло. ДРУГ - ВРАГ ДЕНЬ – НОЧЬ и т.д.

4

«Кто может совершать эти действия?»

Активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Мяч

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт – человек; Плывёт – рыба, и т.д.

5

«Из чего сделано?»

Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мяч

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха - меховые

Таз из меди - медный

Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по развитию речи (для всех возрастных групп)

Картотека помогает в работе с детьми по развитию речи...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старше – подготовительной группе.

 Составила воспитатель: Азарскова Ирина Александровна.   2014 год. «Кто как разговаривает?» Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, на...

Картотека дидактических игр по развитию речи во 2 младшей группе

Материал составлен с учетом основных направлений речевого развития и предназначен для формирования и закрепления навыков практического словообразования, звукопроизношения, развития связной речи и обще...

Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп

Картотека игр по развитию речи для всех возрастных групп...

Картотеки дидактических игр по развитию речи для всех возрастных групп

Игра «Бабочка, лети!»Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 ...