Рассказывание по картине «Вот так покатался!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федосова Вероника Владимировна

 Учить детей рассказывать по кар­тине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для опи­сания зимы образные слова и выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_po_kartine_vot_tak_pokatalsya.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание по картине «Вот так покатался!»

Задачи. Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; упражнять в подборе определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;

звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков с, с', з, з', дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.

Материал. Картины «Вот так покатался!», «Саша и снеговик» («Звучащее слово», автор Г. А. Тумакова).

Ход занятия

Воспитатель выставляет на стенд картину «Вот так покатался!». Задает вопросы:

— Как вы думаете, что случилось?

— Почему упал мальчик?

— Почему смеются дети?

— Как можно догадаться, что это произошло зимой?

— Как можно сказать про зиму? Какая она? Воспитатель предлагает:

— Придумайте рассказ про то, что изображено на картине. Расскажите, когда это было, почему так произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказы друг друга.

Дети рассказывают.

— Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, что бывает только зимой. Чем отличается зима от других времен года?.. Когда рассказывала Лена, я услышала такое предложение: «Собака побежала за кошкой». Как можно сказать по другому? Вместо слова побежала скажите другие (помчалась, погналась...).

— А в рассказе Олега было выражение «Снег идет». Давайте попробуем сказать по-другому (снег падает, летит, ложится, кружится; снегопад).

— Я скажу: машина идет. Как сказать по-другому? (Машина едет, катится.)

Далее воспитатель предлагает детям придумать загадки (подбор определений к существительным), например: «Морозная, снежная — что это?»

Затем воспитатель загадывает загадки (2—3) на тему зимы.

Скатерть бела, весь мир одела (снег).

Воспитатель может заменить эту картину любой другой на аналогичный сюжет о зимних играх детей.

Старик у ворот тепло уволок (мороз).

Сам не бежит и стоять не велит (мороз).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет(сосулька).

Проводится упражнение «Кто больше назовет «зимних» слов со звуками с, з (с', з')?».

— Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком с (с').

Далее детям дается задание вспомнить слова со звуками с, с', обозначающие зимние предметы или явления, которых на картине нет.

Аналогичные задания даются на звуки з, з'.

— Назовите слова, состоящие из двух слогов. В каких словах ударение падает на первый слог? (Сани, Саша.) В каких — на второй? (Снегирь, совок.)

Воспитатель произносит скороговорку:

Сидел воробей на сосне.  Заснул — и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,  До сих пор бы сидел на сосне.

Скороговорка повторяется четыре раза: вначале медленно, затем быстро, далее громко и, наконец, тихо. Воспитатель следит за отчетливым произношением слов, за нужной громкостью и скоростью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Рассказывание по картинке "Вот так покатался" старшая группа

Конспект занятия по речевому развитию дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....

Мастер-класс "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"

Документы, подтверждающие проведение мастер-класса "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"...

Конспект занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа при помощи сюжетной картины "Вот так покатался!""

Цель: Продолжать формировать связную речь.Задачи:Образовательные: Продолжать учить пересказу по картине с проблемным сюжетом; учить составлять связные, грамматически верные, распространенные предложен...