Стихосложение как средство развития творческого потенциала ребенка.
статья по развитию речи (старшая группа)

Касикова Наталья Игоревна

В этой статье я расскажу про свой кружок "Стихосложение". Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает значимый опыт в таких видах деятельности как рисование, сочинительство и ручной труд. Все эти навыки необходимы ему для оформления собственных сочинений Стихосложение позволяет выявить и развить творческийпотенциал ребенка, помогает ему раскрепостится, почувствовать себя творцом и сформировать активную жизненную позицию. В статье добавлены игры,в которые мы играем с детьми. Немного примеров их творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kasikova_n.i._1.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХОСЛОЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.

Н.И.Касикова

ГБДОУ детский сад № 39

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

      Как это не удивительно, но поэзия древнее прозы. Это может показаться странным современному человеку, которому легче выражать свои мысли в прозе, чем в стихах. А вот человек древний сочинял стихи, вернее песни, легко, описывая в напевной форме всё, что окружает его и происходит с ним.

     Я заметила, что подобное умение демонстрируют нам дети. Но их словарный запас и жизненный опыт не позволяет развить стихосложение во что-то большее, чем коротенькие рифмовочки.

     Поэтому я решила попробовать поспособствовать формированию и развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством стихосложения. Для этого мне пришлось просмотреть огромное количество литературы и выбрать наиболее подходящее для меня и детей.

     Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей.

      Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает значимый опыт в таких видах деятельности как рисование, сочинительство и ручной труд. Все эти навыки необходимы ему для оформления собственных сочинений

      Стихосложение позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему раскрепостится, почувствовать себя творцом и сформировать активную жизненную позицию.

Цель: формирование речи дошкольников посредством стихосложения и умения взаимодействовать между собой.

Задачи:

  • Подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей;
  • Развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
  • Сформировать словарный запас слов детей;
  • Совершенствовать выразительность, образность и складность речи;
  • Расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго.

Предметно-развивающая среда:

 Коробочка рифм-картинок; Речевые настольные игры; Игры на развитие дыхания;

Фонотека и видеотека (записи звуков леса, моря, голоса птиц, различные звуки, классическая и детская музыка, детские сказки и стихи, видеообразы);

Разнообразный природный и бросовый материал;

Атрибуты на выработку ритма: маракасы, деревянные барабанные палочки  для отбивания ритма и проговаривания чистоговорок.

Картотека чистоговорок;

Набор мелких игрушек, предметов; предметные и сюжетные картинки;

Рукотворна книга, для записи детского словотворчества;

     Нужно четко понимать, что у ребенка стихотворение не рождается из ничего. Педагогу необходимо обогатить небольшой эмпирический опыт ребенка впечатлениями. Зачастую ребенку не хватает не только кругозора и слов для творчества, но и эмоциональной насыщенности, чувственных переживаний и состояний. Именно для решения этой проблемы направлена коллекция различных звуковых эффектов, аудиофайлов, видеоматериалов. Такая работа  проводится со всеми объектами   словотворчества.

Этапы стихосложения :

  1. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций и картинок об объекте стихосложения;
  2. Подбор рифм;
  3. Сочинение стихотворения, лимерика, сказки;
  4. Запись в рукотворную книгу.

     Все наши занятия стихосложением проводятся в раскрепощенной дружеской обстановке, где каждый имеет возможность высказаться. Очень часто дети умышленно подбирают забавные, смешные и иногда провокационные рифмы. Именно такая обстановка оказалась наиболее продуктивной. Ее поддержанию способствуют следующие игры:

Игры, используемые мной  в работе

  1. Придумать рифмы к словам.  Например: точка – строчка, дочка, кочка, почка, сыночка, ни денёчка… Возьмите слова день, друг, удача, беглец, урок, стол, книжка, ветка, хлопушка, ночь, холодный, грести, витать, воздушный и т. д. Можно устроить соревнование: кто придумает больше рифм.
  2. Абракадабра. Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”. Спросите у малыша: это стихотворение? Нет, потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.
  3. Аплодисменты. Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок-носок: хлоп! Стол-стул: ручки вверх! Такая игра очень быстро поможет малышу разобраться, что к чему.
  4. «Четвертый лишний». Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.
  5. Рифмованное лото. Для детей, умеющих читать так и не умеющих, можно сделать лото.  Крупно напишите на каждом по одному слову ли замените слово картинкой. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова или картинки рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово или называет картинку. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.
  6. «Поймай рифму». Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д.
  7. «Буриме» – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Играть в нее интересно всей группой, зачитывая по очереди свои произведения. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Для дошкольников используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка.

Вот крошечный кусочек  из детских проб стихосложения:

С опорой на готовую рифму :

Дядя глянул на часы /

И протер свои усы.

У меня в руке флажок/

А в пакете пирожок.

По заданному сюжету:

Как сегодня счастлив я /-

 Мама заберет меня /

 И пойдем мы с ней гулять /

 И листочки собирать.

В лесу осиновом мы шли /

 и подосиновик нашли.

/ Хотим в березовый пойти, /

 чтоб подберезовик найти.

Как холодно в мороз гулять. /

 Но я гулять хочу опять /

 Надену шубу и в пургу /

 На улицу я побегу.

Первый опыт коллективного сочинения сказки, в котором видна не связанность сюжета вследствии несогласованности действий сочинителей. Здесь так же были использованы детьми рифмы, найденные ранее для других стишков –

..../ Мать пришла к Ивану и сказала громко: /

 Ты хоть встань с дивана, /

поиграй с котенком!/

 Отвечает Ваня маме: /

Так не хочется вставать

/Ведь там холодно и сыро/

 Не хочу ни с кем играть /   и т.д.

Как я уже писала, ребятам очень нравится такое времяпрепровождение. Они никогда не хотят заканчивать наши стихосложения и просят их продлить еще и еще.

В следующем году мне бы хотелось попробовать с ребятами, опираясь на нынешний опыт попробовать более серьезные темы для стихосложения.

Источники:

В.И. Анисимов. Поэзия правды и мечты

Л.В. Атрепьева «Обучение детей дошкольного возраста стихосложению»

 Е. Эткинд. Разговор о стихах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

Музыка как средство развития творческого потенциала ребенка

Материал будет полезен воспитателям для раскрытия творческих способностей детей посредством музыкальной деятельности...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Изготовление тряпичной куклы как средство развития творческого потенциала ребенка»

Цель мастер-класса:Повышение  профессионального мастерства педагогов по художественно-эстетическому развитию детей.Задачи:Познакомить участников мастер-класса с народной тряпичной куклой как трад...

«Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка» Методические рекомендации для родителей

Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка Методические рекомендации для родителей...

Доклад "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого потенциала ребенка"

Часто, традиционный подход пугает детей. потому что они не уверены что правильно провели линию или правильно ли они нарисовали ту иил иную фигуру. И тут на помощь приходят разнообразные нетрадиионные ...

«Шумовые музыкальные инструменты как средство развития творческого потенциала ребенка»

Музицирование на детских шумовых инструментах – одна из самых общедоступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась важным услови...

Методическая разработка​ "Шумовой инструмент "грибочки" как средство развития творческого потенциала ребенка"

Музициpoвaниe нa дeтcких шумoвых инcтpумeнтaх – oднa из caмых oбщeдocтупных фopм oзнaкoмлeния peбeнкa c миpoм музыки. Музыкa вceгдa (нapяду c движeниeм, peчью и игpушкaми) являлacь вaжным уcлoви...