Мастер класс по пересказу легенды «Вечная застава» ( по материалам Детского календаря)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карасени Светлана Викторовна

Пересказ с использованием карт Проппа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №2083 ДОП «Ивушка»

Методическое объединение для воспитателей

на тему «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

Мастер класс по пересказу легенды «Вечная застава»

( по материалам Детского календаря)

Воспитатель подготовительной группы

Карасени С.В.

Апрель 2019 год

Программное содержание:

Уточнить и обогатить представления детей о богатырях.

Помочь понять содержание легенды.Учить  пересказывать текст легенды последовательно.

Совершенствовать умения детей пересказывать используя схемы –карты Проппа.  

Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Предварительная работа.

1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», сказка о молодильных яблоках и живой воде, «Сивка – Бурка»,  «Никита Кожемяка» и др.

2.Чтение былин: «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Ветлан, Полюд, Вишера» ( легенда по материалам ДК)

3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

«За правое дело стой смело»,

«Счастье Родины дороже жизни»,

«Нет краше Родины нашей»,

«Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей»,

«Жить – Родине служить»,

«Кто за Родину горой – тот истинный герой»

5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

( с объяснением незнакомых слов).

Словарная работа: легенда, небывалая сила, валуны, палица, недра, неведомые люди, сизый дым, кочевники, взревёт растревоженный хозяин тайги, набат, фитиль, неусыпное око, застава, верста, вздыбилась, прибрежные, подножие, несметный враг.

Материал: ДК за март месяц, карты Проппа

Организация детей: дети сидят полукругом.

Ход

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная.Как мама и папа. Это место, где ты родился, где живешь.

Воспитатель:Ребята, что вы можете сказать, про нашу Родину, про Россию?

Ответы детей: ….. ( большая, огромная, красивая, богатая)

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Ответы детей: ….. ( богатыри)

Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

- Сегодня мы познакомимся с русским богатырем, которого звали Полюд. Дома вы с родителями читали легенду «Вечная застава» рассматривалик ней иллюстрации.  Давайте я вам сейчас прочитаю ее еще раз. А вы слушайте внимательно и подумайте, почему она так называется.

Чтение легенды «Вечная застава»

Воспитатель: -Кто хочет мне сказать, почему у легенды название «Вечная застава»?

Ребята, посмотрите, у нас на доске карты Проппа,  давайте мы с вами подберем к этой легенде карточки.

Воспитатель и  дети подбирают нужную карту: воспитатель зачитывает фрагменты легенды – дети подбираю соответствующую карточку / функцию.

Карты Проппа(функции),применённые в пересказе легенды (обозначены цифрами):

1. Жили были

2. Особое обстоятельство

8. Враг начинает действовать

16. Герой вступает в битву с врагом

19. Герою дают сложное задание

13. Герой выдерживает испытание

17. Враг оказывается повержен

22.Герой возвращается домой

28.  Мораль( полученный урок: «Счастье Родины дороже жизни»)

Физминутка

Образное упражнение (этюд)

«Богатыри выезжают на защиту земли Русской»

Ребята, а давайте мы с вами встанем рядом со стульчиками и  мы представим себя в роли богатырей ( как наш богатырь Полюд)

Я вам буду говорить что вы делаете, а вы стоя на своем месте – выполняете действия.

Первое задание:  Покажите, как ему тяжело идти в доспехах.

Следующее задание:   А теперь покажите как вы снимаете доспели и как вам стало легко ( поднимите руки вверх, в стороны, потянитесь.  Почувствовали,  как вам стало легко?

А теперь давайте представим, как он поднимал тяжелые камни – наклонитесь, поднимите их прямо с пола. А теперь бросайте – далеко – далеко…

Камни очень тяжелые, вы устали – давайте погладим наши руки: кисти, локти, предплечья.

Ну вот теперь вы представили себя в роли богатыря, вам стали знакомы его чувства – вам будет проще рассказать нашу легенду.

Сейчас я вам прочитаю легенду еще раз –слушайте и запоминайте,  мы с вами будем ее пересказывать. Повторное чтение легенды «Вечная застава» ( с опорой на карточки)

- Воспитатель:

- Ребята,  может кто-то из вас запомнил легенду, и может нам ее рассказать, глядя на карточки. ( На доске представлена последовательность схем Проппа). Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

Дети рассказывают легенду, 3-4 ребенка.

- Спасибо, ребята. Вы точно передали текст.

-А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.

Воспитатель:Молодцы!Мне очень понравилось, как вы составили легенду: последовательно, выразительно, и в этом вам помогали наши карточки.

Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).

- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня есть круги с одной стороны они – зеленого, а с другой – коричневого цвета.  Зленый  обозначает что вам понравился пересказ друзей, было интересно,  а коричневый –что если вы считаете что в рассказ нужно что то добавить.  Может ребята что то забыли , упустили , не рассказали.

( Кто поднял – рассказывает, что дети забыли рассказать)

Вот все сегодня внимательно слушали, правильно отвечали, и я вам приготовила небольшой сюрприз. Я хочу вам подарить листы раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, как былинные богатыри защитники русской земли. Вы можете раскрасить их дома со своими родными и друзьями, рассказать все о том, что сегодня узнали и запомнили.

Легенда ( в соответствии с применёнными картамиПроппа).

Давно это было. Даже старики не помнят, кто и когда поведал им эту легенду. "Только вот жил, - говорят они, - на горе богатырь по имени Полюд."

Силой он обладал небывалой. Небось, видалиКичимовские ямы – две глубокие и до пятка поменьше. Это Полюд бросал на вражьи головы огромные камни из своей палицы. Валуны пробивали землю и уходили в ее недра. Выйдет, бывало, Полюд из своей пещеры, осмотрит голубые дали Уральских гор, нет ли дымка, не стрекочет ли встревоженная сорока, не пробежит ли испуганный неведомыми людьми лось, и снова уйдёт к себе в пещеру. Спокойно на границах Великой Перми.

Но только потянется сизый дым от кочевий Сибирского ханства, только взревёт растревоженный хозяин тайги, тотчас разложит Полюд на вершине горы костёр, и задымит тревожный сигнал, передавая в Чердынь весть о грозной опасности, надвигавшейся с востока.

Ударят в набат колокола древней столицы Перми Великой, зажгут фитиля недремлющие стражи на стенах и башнях, а Полюд готов уже отражать нашествие поганых с огромной палицей. Редко удавалось прорваться воинам Сибирского царя через Полюдову заставу. Спокойно жила столица Великой Перми под неусыпным оком богатыря.

Да вот задумали злые соседи стереть с лица земли и заставу, да и саму Великую Пермь. Воинов собрали они великое множество. Со всех улусов, со всех кочевий пришли тогда захватчики на Пермский край. Издалека заметил их Полюд, вовремя зажёг он свой сигнальный костёр, успели и стражники зарядить пушки на городских стенах.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b3f/0007854e-e22040a5/640/img5.jpg

Только больно уж много врагов собралось тогда против Великой Перми.

День и ночь сражается Полюд на своей заставе. Не одну сотню врагов положил он у подножия горы, а враги всё идут и идут, и нет им конца.

Силы стали оставлять богатыря, но помнит он, что за ним - Великая Пермь, не выстоять ей одной.

Собрался он тогда с духом - ударил по врагам, отбросил их на несколько вёрст, а сам из последних сил топнул ногой, да так, что закачалась вершина горы, огромные камни посыпались по её склону.

Вишера - река вздыбилась в своих берегах и хлынула на прибрежные луга и болота, затопляя всё на своём пути. Потонули враги, так и не дойдя до столицы Перми Великой,

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/proppa/proppa1.jpg

а Полюд ушёл к себе в Пещеру. А чтобы не забывали о нём, оставил свой след у подножия, в память о том страшном сраженье.

Вот только люди говорят, что не умер богатырь, а только отдыхает, и если снова надвинется на родную землю несметный враг, выйдет он на смертный бой и не будет пощады от его могучей палицы.

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/proppa/proppa1.jpg

«Счастье Родины дороже жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению макета "Вечного огня"

Подробное описание этапов работы по созданию макета "Вечного огня"....

Сюжетно-ролевая игра "Театр Деда Мороза" С использованием материалов Детского календаря Дороновой Т.Н.

Тема (проект, событие): «Театр деда Мороза»Возрастная группа: средняя группа ЦЕЛЬ – развитие у детей интереса к игре, умение выбирать и обыгрывать персонажи для игры, формирован...

Использование материалов детского календаря для обогащения предметно-развивающей среды группы

Детский календарь помогает детм узнать много нового, познавательного материала, что было в старину....

Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них...