Рекомендации для родителей "Дидактические игры по дороге домой". Старшая группа.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

Словесные игры для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем вместе578.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Дидактические игры

по дороге домой»

для детей 5-6 лет

C:\Users\Алла\Desktop\ДС Островок\колобок.png

                                          Материал подготовила воспитатель

                                          Вишнева А.А.

В нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей, которые нуждаются в простом общении  со своими родителями.   А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.

Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Уважаемые родители, я предлагаю вам варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.

А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

«Большой – маленький». Учите ребенка правильно называть маленькие предметы, образовывать существительные с уменьшительными суффиксами. Вы называете большой предмет, а ребенок – маленький.

Стол – столик              Диван – диванчик              Полка – полочка

Дом - …                       Шкаф - …                           Рамка - …

Нож - …                       Стакан - …                         Юбка - …

Мяч - …                       Карман - …                        Шапка - …

Подушка – подушечка      Носок – носочек            Дым - дымок    

Кружка - …                       Песок - …                      Дуб - …

Ложка - …                         Листок - …                     Рот - …

Чашка - …                         Платок - …                     Кот - …

«Отгадай слово».

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).

Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.

«Назови ласково».

Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.

«Один – много».

Например: сорока – сороки, берёза - берёзы, машина – машины и т.д.

«Посчитай до 5».

Например: одна машина – две машины…. – пять машин….,

один дом - два дома….- пять домов….. и т.д.

«Я знаю пять имен девочек, мальчиков и т.д.» 

Например: Я знаю пять имен девочек: Аня – раз, Оля – два, Юля – три, Катя – четыре, Рита – пять.

Можно также считать деревья,  овощи, фрукты, игрушки и т.д.

«Назови, одним словом».

Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.

Например: помидоры, тыква, кабачок (овощи).

Банан, яблоко, груша (фрукты).

Стол, стул, диван (мебель).

Стакан, блюдце, тарелка (посуда).

«Что лишнее».

Взрослый произносит три - четыре слова, а ребёнок называет лишнее и объясняет почему.

Например: Стул, стол, шапка (шапка не мебель).

Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.

«Какого цвета?»

1 вариант.

Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.

Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.

2 вариант. 

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы  красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.

«Предметы одной формы».

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.

«Что, какой?». Проверьте,  сможет ли ваш ребенок образовать относительные прилагательные от существительных.

Береза – березовый

Осина – осиновый

Ель – еловый

Сосна – сосновый

Морковь – морковный

Свекла – свекольный

Яблоко – яблочный

Груша – грушевый

Слива – сливовый

Малина – малиновый

Клубника - клубничный

«Из чего какое?»

Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?

Дом из кирпича – какой?

Стакан из стекла?

Крепость из снега?

Шапка из меха?

Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.

«Какой? Какая?»

Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к     предмету. Например: снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…

Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….

«Кто, что делает?»

Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову. Например: кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...

Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.

«Кто где живет?»

Например: кто живет в дупле? (белка).

Кто живет в будке? (собака).

Кто живет в норе? (лиса).

Кто живет в берлоге? (медведь).

Кто живет в гнезде? (птицы).

«Кто чем питается?» Обобщить знания ребенка о жизни животных.

Белка любит … (грибы, шишки, орехи).

Медведь питается … (насекомыми, корешками, ягодами, медом).

Дрозды лакомятся … (рябиной).

Лиса охотится на …(птиц, полевок, зайцев).

Глухари щиплют хвою …(хвою).

 «Кто у кого?»

У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…

«Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»

Например: хвост медведя, чей хвост? (медвежий). Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.

«Отгадай, предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Хвост, крылья, перья, клюв (птица).

Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей. «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет».

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка пока вы добираетесь до дома....

Совместные игры родителей с ребенком по дороге домой (старшая группа)

Совместные игры родителей с ребенком по дороге домой (старшая группа)...

Рекомендации логопеда «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет»

Рекомендации логопеда«Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет» Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные ...

Квест –игра «По дороге сказок» старшая группа

Квест –игра «По дороге сказок»  старшая группаДень сегодня необычный,Удивить хочу я вас. В путешествие по сказкамМы отправимся сейчас!...

Памятка "Математические игры с ребенком дома" старшая группа

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; формирование умения создавать образ предмета из геометрических форм; развитие зрительного восприятия, внимания....

Рекомендации родителям "Речевые игры по дороге домой"

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями ...