Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Дидактические игры чаще все несут в себе эмоционально - игровой подтекст. С помощью игры детям легче усваивать и обрабатывать полученные знания, которые они смогут применить на практике. Дидактическая игра должна соответствовать возрасту и умственным способностям детей.

В ходе дидактической игры происходит развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах детской деятельности.Так же дидактические игры составлены именно так, чтобы  научить детей самостоятельно выполнять задачи.Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире. Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

«Отвечай быстро»

Дидактическая игра: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их  быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним  обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становиться вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову, какой либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.

«Зеленый»- говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», -отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так предметов одинокого цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный»,- и бросает мяч. «Стол»,- отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».- «Дом», отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка» и т.д.

В следующий раз за основной признак берется форма.

Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую либо форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении, игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Придумай  предложение»

Дидактическая задача.  Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только с названым ведущим словом.

Игровое действие. Передача камешка.

Ход игры. Дети  и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

-Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое- либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет быстро камешек и ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово  в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводиться после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Да – нет»

Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами  «да» или «нет».

Игровое действие. Угадывание предмета по средством вопросов, даваемых в логической последовательности.

Ход игры. Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название:

- Почему эта игра так называется? Потому что мы  с вами можем отвечать на вопросы  водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет  у нас спрашивать, где находиться предмет, какой он, для чего нужен, мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: Этот предмет на полу?»  - «Нет».- «На стене - «Нет». – «На потолке?»  - «Да».- «Стеклянный? Похож на грушу? - «Да».- «Лампочка?»- «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет.

-Дети вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находиться предмет, а потом узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он  может быть на стене или  на потолке.

Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» — «На полу». «Нужно было их называть?» — «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», — предлагает воспитатель. «Он квадратный?»— «Да». «В рамочке?» — «Да». «На нем нарисованы цветы?» — «Да». «Картина?» — «Да». Вариант 2. Можно предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение». Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, он задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?» По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

«Похож - не похож»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия  сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила:

Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета: отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия:

Отгадывание, передача камешка тому из игроков, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры:

Воспитатель посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож- не похож».

Обращаясь к детям, он  говорит:

- Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумывает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из игроков. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит,  а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук).                                  

 Ира. Животные оба проворные. Одно серого цвета, другое - рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк).                                                          

Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идёт тихо. (Трактор и грузовик).

«Подбери слово»

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д».

«Штопать?» - «Носки, чулки, варежки, шарф»- «Завязывать?» - «Шнурки, веревка, шарф, завязки».- «Надвигать?» «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». - «Надевать?»- «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее замеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

«Только на эту букву»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Называть слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. Кто ошибется и скажет слово не на задуманную букву, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры.

Игровые действия. При правильном ответе делать один хлопок в ладоши, при неправильном - поднять фант.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая  их внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен  выбрать себе какую-нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Вася выбрал букву А.

Водящий спрашивает его:

-Как тебя зовут? Что должен ответить Вася? Он должен назвать любое имя, которое начинается… На какую букву?

-А! отвечают хором дети: Алеша, Андрей!

Убедившись, что правила игры детьми усвоены и каждый выбрал себе букву, воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка:

Какая твоя буква?

-А.

На все следующие вопросы этот ребенок должен отвечать словами с буквой А, быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:

Как зовут?

-Андрей

-Как твоя фамилия?

-Азбукин.

-Откуда ты приехал?

-Из Астрахани.

-Куда ты едешь?

В Астрахань.

- На чем ты поедешь?

-На автобусе.

-Что там растет?

-Арбузы

А еще что?

Абрикосы.

-Какие птицы водятся?

-Аисты.

-А какие звери?

-Архары.

-Кто тебя встретит дома?

- Алеша.

Какой подарок ты ему привезешь?

-Альбом.

Затем воспитатель обращается к другому ребенку и задает ему подробные вопросы. Бывает так, что кто то из участников игры на вопрос «Как тебя зовут?» назовет свое имя или ошибется в названии города, куда должен поехать, дерева, цветка, птицы, все играющие поднимают фанты. Если один и тот же участник игры ошибется во второй раз, его просят что-нибудь сделать. Пример: присесть два раза или хлопнуть в ладоши.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.

                                                                «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

«Скажи  наоборот»

Дидактическая задача. Закрепить навык детей в употреблении существительных с предлогами, противоположными по смыслу.

Игровые действия. Называние.

Ход игры

Скажите наоборот:

В ящик - (Из ящика.)

В газету - (Из газеты.)

На письме - (Под письмом.)

Из конверта - (В конверт.)

Под журналом - (На журнале.)

В конверт - (Из конверта.)

На журнале - (Под журналом)

Из ящика - (В ящик.)

Из газеты - (В газету)

Под письмом - (На письме)

«Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Воспитатель читает текст сказки и предлагает ребенку ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

"Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

 Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи детей подготовительной группы.

Материал предназначен как для воспитателей,так и для родителей детей  6-7лет....

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе...

Картотека игр на развитие речи в подготовительной группе по теме "Осень"

Подборка дидактических игр на развитие речи у старших дошкольников на осенюю тематику....

картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе

картотека конспектов по развитию речи в подготовительной группе...

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе

Игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги....

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки».Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игр...

Картотека дидактических игр «Развитие речи в подготовительной группе»

Картотека дидактических игр  «Развитие речи в подготовительной группе»   Дидактическая игра «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место зву...