Развитие предпосылок связной речи у младших длшкольников
статья по развитию речи (младшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье говорится, как происходит развитие связной речи у младших дошкоьников; какие задачи необходимо решать для развития речи малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Речь приобретает форму диалога. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Поэтому в развитии предпосылок связной речи младших дошкольников необходимо комплексно решать следующие задачи:  

-  ребёнка реагировать на обращенную к нему речь;  

-  слушать воспитателя;  

- учить выполнять простые поручения по словесной инструкции;

- вызывать речевое подражание,

- расширять пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходит:

- в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса;

- в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

- в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

 Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Также мы используем такой приём, как поручение. Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривании игрушек, книг, иллюстраций. Так, рассматривание картинок, игрушек активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

 Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

- сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;

- предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

- предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми: описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов по картинкам, по схемам, сначала с воспитателем, затем самостоятельно.

 Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, речевые игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников из опыта работы

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:Воспитание звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Словарная работа....

Консультация для педагогов «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»

Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Эльберта Хаббарта «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, научить ребен...