Скорочтение
рабочая программа по развитию речи

Ермоленко Марина Викторовна

Современные дети плохо читают.

Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на занятиях (а в дальнейшем при обучении в школе - на уроках), скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

В рамках предоставления платной образовательной услуги в МБДОУ д/с № 27 "Жар - птица" я руковожу кружком для детей старшего дошкольного возраста по скорочтению.

На этой странице вы можете ознакомиться с моей программой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_skorochteniyu_dlya_detey_5-7_let.docx74.69 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа

по обучению детей 5-7 лет скорочтению

https://startschool-msk.ru/wp-content/uploads/2019/09/skorochtenie-3707.jpg

                    Автор программы

Ермоленко Марина Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению» (техника интенсивного обучения чтению) разработана с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.

Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения (декабрь – май). Занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе

диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают

при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения

совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих

двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.

Занятия курса «Скорочтение» строятся в занимательной, игровой форме. Программа  содержит 45 занятий, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения, а также упражнения со словами,  предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.

Применяются такие наглядные материалы как: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.

Виды занятий по программе:

- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;

- игры на развитие внимания и памяти;

- игры на развитие речевого аппарата;

- чтение текстов по ролям;

- подвижные игры и др.

Предполагаемый результат: 

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы:

- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.  

- синхронизация обоих полушарий  

- расширение поля зрения

- увеличение скорости чтения

-совершенствование мышления.

-развитие артикуляции и моторики

Структура занятия.

Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:

  1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
  2. Работа со скороговорками.
  3. Работа со слоговыми таблицами.
  4. «Марсианские» стихотворения.
  5. Работа с «Таблицами Шульте».
  6. Работа с текстами на время.
  7. Упражнения на развитие угла зрения.
  8. Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
  9. Работа с «Тестом Пьерона-Рузера»

  • Работа со скороговорками. «Я учусь говорить»

- во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями

пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой

руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.

Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков

для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

 

  • Виды упражнений со слоговыми таблицами:

- «Я читаю слоги»

- чтение слогов, слов

- строчками и столбцами.

Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту

– делается отметка, затем читает этот же отрывок

– 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).

Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка».

Читающий должен успеть прочитать этот же объём.

- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.

- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая

последний слог.

  • «Марсианские» стихотворения.

 Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей

сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут

запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать

многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же

говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и

прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.

  • Работа с текстом на время. 

При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.

Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам

ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

  • Упражнения на развитие угла зрения

Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол

зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется

использовать  «Таблицы Шульте». Представляют  собой таблицу  чисел от   1 до 16 и 25, где числа  расположены  в произвольном порядке, нужно найти

числа по порядку за 1 минуту.

Варианты заданий:

- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.

- Назови и покажи все числа в порядке убывания.

- Покажи все четные числа.

 

  • Упражнения на развитие зрительной памяти:

Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать

мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из

эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в

памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его

легче на наглядном материале.

 

  • Упражнение на развитие слуховой памяти:

 Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для

запоминания составляется рассказ.

 

  • Тест Пьерона –Рузера

 Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для

проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк,

простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены

четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом

расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10. Перед началом теста

ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры

соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура

остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд

Цель и задачи программы

 

Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.

Задачи

 Образовательные:

- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;

- формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;

- расширение знаний об окружающем мире;

- ознакомление с художественной литературой;

-обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.

Развивающие:

- улучшение понимания прочитанной информации;

- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;

- развитие речи;

- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;

- способствование развитию мотивации к процессу обучения.

Воспитательные: 

- формирование коммуникативных навыков;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым; 

 -     формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности; 

- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни

 

1.3 Планируемые результаты

 

При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты: 

- готовность и способность к усвоению новых знаний.

Познавательные универсальные учебные действия: 

- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;

- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка; 

- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.

Предметные результаты:

Будут знать:

- зачем нужно уметь читать быстро;        

- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.

Будут уметь:

- самостоятельно читать тексты;

- запоминать содержание текста;

- выделять основную мысль;

- пересказывать прочитанное;

- рассказывать о прочитанном своими словами.

 

Приложение 1

 

Календарно-тематический план

 

Тематическое планирование в подготовительной группе.

 

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

1.

Развитие артикуляции и дикции

на каждом занятии

произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений;

2.

Развитие внимания

на каждом занятии

внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

3.

Расширение поля зрения

на каждом занятии

видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;

4.

Синхронизация обоих полушарий

на каждом занятии

заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;

5.

Чтение с указкой

на каждом занятии

читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

 

Декабрь Занятие №1,2

 

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Приветствие

2 мин

 

2

Диагностика.

3мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

2-3 мин

 

4

Зрительная память.

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-5 мин

 

7

Слуховая память

3-5 мин

 

 

 

 

 

 

Занятие №3

 

 

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами

3 мин

 

2

Игра "Поиск фигур"

5 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-5 мин

 

4

Слуховая память.

4-5 мин

 

5

Чтение скороговорок

3 мин

 

6

Упражнение на запоминание. Запоминание слов

3 мин

 

7

Эмоциональный интеллект. Нарисуй свое настроение

2 мин

 

8

*Игровые моменты на усмотрение преподавателя

 

 

 

 

 

 

Занятие №4

1

Приветствие. Эмоциональный настрой.

1-2 мин

 

2

Игра "Покажи как надо!"

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3 мин

 

4

Упражнение на память. "Радужная таблица"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

6

Упражнение на внимание. Лабиринт

4-5 мин

 

7

Зрительная память

3-4 мин

 

 

Занятие №5

 

 

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3 мин

 

2

Чтение скороговорок

3-5 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра на память и внимание "Свое место"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение хором

3-4 мин

 

6

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

4-5 мин

 

 

Занятие №6

 

 

1

Упражнение на запоминание. Запоминание слов

3 мин

 

2

Отработка дикции. Чтение с указкой.

3-5 мин

 

3

Игра "Снежный ком"

3 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость

5 мин

 

5

Подведение итогов. Мотивация.

3 мин

 

6

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

5 мин

 

Занятие №7

1

Приветствие.

1 мин

 

2

Ребусы.

3-4 мин

 

3

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

2-4 мин

 

4

Упражнение на воображение. Нарисуйте персонажа

3-5 мин

 

5

Упражнение на внимание. Лабиринт

4-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

4-5 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

3-4 мин

 

 

 

 

 

Январь Занятие №9

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр

3-4 мин

 

3

Артикуляционная гимнастика

3 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Чтение скороговорок

3 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение хором.

3-4 мин

 

8

Упражнение на запоминание. Запоминание стихотворения

3-4 мин

 

 

Занятие №10

 

 

1

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

2

Аудиальный диктант "Кораблик"

3 мин

 

3

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3-4 мин

 

4

Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

6

Упражнение на эрудицию

3-4 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

5 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

3-4 мин

 

Занятие №11

1

Приветствие. Повторение пройденного.

5 мин

 

2

Упражнение на расширение словарного запаса. Назови 10 названий

3-5 мин

 

3

Упражнение на внимание. Поиск цифр

3-4 мин

 

4

Слуховая память.

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение хором.

3-5 мин

 

7

Упражнение на гармонизацию работы полушарий

3-4 мин

 

 

 

Занятие №12

 

 

1

Упражнение на расширение словарного запаса.

3-4 мин

 

2

Упражнение на внимание. Лабиринт

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость слогов

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов

3-4 мин

 

7

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3-5 мин

 

8

Чтение стихотворения хором

3-4 мин

 

 

 

 

 

Занятие №13

1

Приветствие. Проверка Д/З

3 мин

 

2

Игра "Цветочные точки"

5 мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

3-4 мин

 

4

Упражнение на память. "Радужная таблица"

3-4 мин

 

5

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов. Вставьте пропущенные слова

3-5 мин

 

8

Чтение стихотворения хором

3-4 мин

 

 

Занятие №14

 

 

1

Упражнение на внимание. Найди слова

4 мин

 

2

Упражнение на гармонизацию работы полушарий. Пластилин

4 мин

 

3

Игра "Кот в мешке"

3-5 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы

5-7 мин

 

5

Мнемотехника. "Цепочки слов"

3-5 мин

 

6

Игра "Назовите части целого"

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

Занятие №15

 

 

 

 

1

Приветствие. Проверка Д/З

3 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика

2 мин

 

3

Упражнение на внимание. Лабиринт

2-3 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

5

Чтение скороговорок

2-3 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы

3-4 мин

 

7

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

8

Работа с текстом. Чтение хором

3-4 мин

 

9

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

 

Февраль Занятие №16

 

 

               Этапы занятия

Время

Примечания

1

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

4-5 мин

 

5

Проговорите на скорость

3-4 мин

 

6

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"

4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

 

 

Занятие №17

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Игра "Воробьи и вороны"

3 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию

4 мин

 

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите

3-4 мин

 

6

Тренировка на быстрое переключение внимания.

3-4 мин

 

7

Упражнения на эрудицию.

5 мин

 

 

 

 

 

 

Занятие №18

 

 

1

Артикуляционная гимнастика

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Пословицы и поговорки

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра "Сороконожка"

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"

5 мин

 

8

Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному

2 мин

 

9

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

 

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

 

Занятие №19

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №20

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

 

Занятие №21

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №22

 

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

 

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

 

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

 

Занятие №23

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

 

 

Март Занятие №24

1

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

4

Работа с текстом. Чтение хором.

4 мин

5

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

6

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

Занятие №25

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №26

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №27

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №28

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

Занятие №29

1

Мнемотехника. "Слово-символ"

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

4-5 мин

 

5

Проговорите на скорость

3-4 мин

 

6

Расширение словарного запаса. Подбор антонимов

3 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка"

4 мин

 

8

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя

 

 

 

Занятие №30

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

Занятие №31

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Апрель Занятие №32

 

 

1

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

3

Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры

2-3 мин

 

4

Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи

3-5 мин

 

5

Упражнение на внимание "Птицы"

3-4 мин

 

6

Игра "Найди букву"

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

3-4 мин

 

 

Занятие №33

 

Этапы занятия

Время

Примечания

1

Игра "Воробьи и вороны"

3 мин

 

2

Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию

4 мин

 

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы

3-5 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите

3-4 мин

 

6

Тренировка на быстрое переключение внимания.

3-4 мин

 

7

Упражнения на эрудицию.

5 мин

 

 

Занятие №34

 

 

1

Артикуляционная гимнастика

3-4 мин

 

2

Работа с текстом. Пословицы и поговорки

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

4

Игра "Сороконожка"

3-4 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом"

5 мин

 

8

Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному

2 мин

 

9

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3-4 мин

 

 

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №35

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №36

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №37

1

Упражнение на гармонизацию работы полушарий.

 1-2 мин

 

2

Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом.

3 мин

 

3

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

5

Работа с текстом. Чтение по указке.

3-4 мин

 

6

Чтение скороговороки с моторчиком.

3-4 мин

 

7

Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос"

3 мин

 

 

Занятие №38

1

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

2

Прочитайте от самой большой к самой маленькой

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

 

4

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3 мин

 

5

Упражнение на внимание. Найди отличия

3-4 мин

 

6

Чтение скороговорок

3-4 мин

 

7

Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию

3-4 мин

 

8

Подведение итогов. Мотивация

2 мин

 

 

Занятие №39

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Май  Занятие №40

1

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2

Работа с текстом. Поиск букв и слов

4 мин

3

Чтение скороговорок

3-4 мин

4

Работа с текстом. Чтение хором.

4 мин

5

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

6

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

Занятие №41

 

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

Занятие №42

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3 мин

8

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

 

Занятие №43

 

 

1

Дыхательная гимнастика.

1-2 мин

 

2

Расширение поля зрения.

3-4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение по цепочке

3-4 мин

 

4

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями

3 мин

 

7

Подведение итогов. Мотивация.

2-3 мин

 

 

Занятие №44

1

Приветствие. Настрой на работу.

2 мин

 

2

Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы

3-4 мин

 

3

Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт"

3-4 мин

 

4

Упражнение на внимание. Найди букву.

3-4 мин

 

5

Зрительная память. Посмотри и нарисуй

3-5 мин

 

6

Работа с текстом. Чтение на скорость

3-4 мин

 

7

* Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя.

 

 

 

Занятие №45

 

1

Работа с текстом. Чтение скороговорок

3 мин

 

2

Работа с текстом. Чтение на скорость

4 мин

 

3

Работа с текстом. Чтение хором

4 мин

 

4

Мнемотехника. Запомните стихотворение

3 мин

 

5

Работа с текстом. Метод "Ощущений"

3 мин

 

6

Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай

3 мин

7

Ребусы. Слова - перевёртыши.

3 мин

8

Подведение итогов. Мотивация

3 мин

Приложение 2

 

Диагностика учащихся

Пояснительная записка

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.

Входящая диагностика

Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.

Задачи: 

- выявить уровень теоретических знаний;

- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.

Срок проведения: сентябрь. 

Форма проведения: контрольное занятие.

Теоретическая часть:

1. Назови отличия гласных и согласных звуков.

2. Назови слово с заданным звуком.

3. Определи и назови первый звук в заданном слове.

Практическая часть:

1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.

2. Найди слова в предложенной таблице. 

3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.

Критерии оценки:

Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет самостоятельно, без ошибок.

Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.

Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.


 

Итоговая диагностика

Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

  • определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
  • выявить уровень усвоения теоретических знаний;
  • проанализировать полноту реализации программы.

Срок проведения: по итогам реализации программы.

Форма проведения: контрольное занятие.

Содержание

Теоретическая часть:

  1. Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
  2. Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.
  3. Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).

Практическая часть:

  1. Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
  2. Прочитать наизусть любое стихотворение.
  3. Прочитать текст на время.

Критерии оценки

Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога. 

Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.

Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.


 

Приложение 3

 

Задания для практической части входящей диагностики

 

Фамилия, имя _________________________________________________

 

1.Назови буквы, которые ты знаешь:

А  К  У  Е  Э  Т   М   П   Б   И  Г   З    Ё  Ю  Я  Ы  О   Н   В    Р   Л   Д  

2.Прочти слоги и слова

БО    ВУ    ХА        УС        ОН        ИР        РИ        ДЫ        ЭК

 

НОС                РУКА        СНЕГ     ЛУЖА            СЫНОК            МАШИНА         

 


Задания для практической части итоговой диагностики

 

Вариант 1

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Слов 66, за минуту_______

Отметь слова, в которых есть буква «А»

ВОДА        КИНО        СОДА        ПОЯС        ПОЛ                ИЗБА                ЛЕТО        ОКНО        КИВИ        ИЗЮМ        АЛЬТ        ВИНА        МУХА        ПЧЕЛА        ОВЦА        ОСА          КОРА          ИГРА

 

 

Вариант 2

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

Слов 86, за минуту______

Отметь слова, в которых есть буква «И»

ВОДА        КИНО        СОДА        ПОЯС        ПОЛ                ИЗБА                ЛЕТО        ОКНО        КИВИ        ИЗЮМ        АЛЬТ        ВИНА        МУХА        ПЧЕЛА        ОВЦА        ОСА          КОРА          ИГРА

 

Список литературы и источников

 

  1. 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
  2. Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
  3. Абдулова, Г.Ф. Скорочтение: упражнения по развитию навыка. Рабочая тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020
  4. Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
  5. Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97 с.
  6. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
  7. Воскобович В.В. Игровое пособие по обучению чтению.
  8. Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
  9. Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
  10. Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
  11. Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.
  12. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...

ТРЕНАЖЁР ДЛЯ СКОРОЧТЕНИЯ

ТРЕНАЖЁР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА  БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ СЛОВА ИЗ ТРЁХ БУКВ...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...

8 упражнений для скорочтения

Подборка упражнений для развития скорости чтения...

Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Задания для скорочтения

Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Скорочтение для детей.Упражнения (из пособия Г. Абдуловой)  для формирования навыка и повышения скорости и эффективности чтения....

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет "Обучение скорочтению чере развитие высших психических процессов".Рабочая программа воспитателя ГБДОУ детско...