План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Бородина Наталья Анатольевна

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;

  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;

  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2021 по 30мая 2022года

Участники:

  • Воспитатели.

  • Дети старшей группы

  • Родители.


 

Срок

Организуемая деятельность

Сентябрь

  1. Изучение методической литературы и других источников.

  2. Планирования работы с детьми на новый учебный год.

  3. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

  4. Пополнение речевого уголка: дидактическими играми , картотеками ,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.

  5. Обогащение развивающей среды .

Октябрь

  1. Сбор материалов по теме самообразования.

  2. Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».

  3. Повышение компетентности родителей

  4. Памятки для родителей по развитию речи детей.

  5. Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

  6. Работа с детьми по перспективному плану.

  7. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

  8. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Ноябрь

  1. Консультация для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи».

  2. Папка передвижка « Речевые игры ».

  3. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

  4. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».

Декабрь

  1. Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

  2. Развитие речи, логического мышления и памяти.

  3. Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».

Январь

  1. Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

  2. Буклет « Сказкотерапия».

  3. Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

  4. Игра "Подскажи словечко"

Февраль

  1. Родительское собрание «Волшебный мир книги ».

  2. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

  3. Работа с загадками.

  4. Памятка «В игры играем — речь развиваем»

Март

  1. Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

  2. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

  3. Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».

  4. Памятка «И снова поиграем!».

Апрель

  1. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»

  2. Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

  3. Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.

  4. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

  5. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Май

  1. Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка»

  2. Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.

  3. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"

  4. Игровое упражнение "Соедини правильно"

  5. Итоговое занятие «По медвежьим следам».

  6. Круглый стол «Чудесный вечер»

  7. Заполнение протоколов по результатам итоговой диагностики.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература для изучения:

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 

  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

  3. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;

  4. Гербова В. «Занятия по развитию речи», 1999 г.;

  5. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 

  6. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

  7. Методические советы к программе «Детство»;

  8. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;

  9. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

  10. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;

  11. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 

  12. Ушакова О. «Развитие речи детей»;

  13. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;

  14. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.

  15. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 

  16. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. — М.: ТЦ «Сфера»,2004. 

17.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21-22_uch.god_borodina_n.a.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

Детского сада №111 ОАО "РЖД"

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

 2021-2022 учебный год

Выполнила воспитатель:

Бородина Н.А.

Саратов 2021 г.

Цели и задачи  

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2021 по 30мая 2022года

Участники:

  • Воспитатели.
  • Дети старшей группы
  • Родители.

Срок

Организуемая деятельность

Сентябрь

  1. Изучение методической литературы и других источников.
  2. Планирования работы с детьми на новый учебный год.
  3. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.
  4. Пополнение речевого уголка: дидактическими играми , картотеками ,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.
  5. Обогащение развивающей среды .

Октябрь

  1. Сбор материалов по теме самообразования.
  2. Консультация для родителей по теме: «Как развивать речь ребёнка 5-6 лет».
  3. Повышение компетентности родителей
  4. Памятки для родителей по развитию речи детей.
  5. Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.
  6. Работа с детьми по перспективному плану.
  7. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
  8. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Ноябрь

  1. Консультация  для родителей по теме «Речевые игры в кругу семьи».
  2.  Папка передвижка « Речевые игры ».
  3. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам
  4. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».

Декабрь

  1. Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи
  2. Развитие речи, логического мышления и памяти.
  3. Игра « Истории в картинках», « Короткие истории», « Глаголы в картинках».

Январь

  1. Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
  2. Буклет « Сказкотерапия».
  3. Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».
  4. Игра "Подскажи словечко"

Февраль

  1. Родительское собрание «Волшебный мир книги ».
  2. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
  3. Работа с загадками.
  4. Памятка «В игры играем — речь развиваем»

Март

  1. Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»
  2. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».
  3. Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».
  4. Памятка «И снова поиграем!».

Апрель

  1. Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»
  2. Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».
  3. Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.
  4. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»
  5. Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

Май

  1. Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка»
  2. Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной.
  3. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно"
  4. Игровое упражнение "Соедини правильно"
  5. Итоговое занятие «По медвежьим следам».
  6. Круглый стол «Чудесный вечер»
  7. Заполнение протоколов по результатам итоговой диагностики.

Литература для изучения:

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
  3. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
  4. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
  5. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 
  6. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
  7. Методические советы к программе «Детство»;
  8. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
  9. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
  10. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
  11. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 
  12. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
  13. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
  14. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
  15. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 
  16. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. — М.: ТЦ «Сфера»,2004. 

17.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»

План по самообразованию  воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  группа компенсирующей направленности «Ромашка»...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в общении и игре»

Актуальность темы: 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей ...