Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка»
консультация по развитию речи

Пиксаева Наталья Валентиновна

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь

помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает

огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти

время, чтобы малыш начал говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_6-7_let.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка»

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь

помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает

огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти

время, чтобы малыш начал говорить.

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.         

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда — это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.

Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Итог.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.

Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

- В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

- Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

- Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Итак, блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения

Итак, перед взрослыми стоит цель: 
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь; 
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи); 
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма). 

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются

в процессе взаимодействия семьи и детского сада. 

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Всегда помните – благополучие малыша

целиком и полностью зависит от родителей!

       

Консультация для родителей

«Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет»

Особым  видом  игровой  деятельности  детей  в  возрасте  6-7лет  является

дидактическая игра. Единство игровой и дидактической задачи делает её уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник».

Дидактическая игра позволяет педагогу:

  • руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
  • создавать  действенную  для  дошкольников  игровую  мотивацию,  делая  тем  самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;
  • ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
  • обеспечить  вариативность  ситуаций,  в  которых  ребенок  применяет  полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;
  • стимулировать активность всех детей.

В  процессе  дидактической  игры  создается  атмосфера  сотрудничества  взрослого  с ребенком, и складываются благоприятные условия для развития личности.

Для проведения дидактических игр необходима подготовка к ним:

  • подбор  задач  и  содержания  игры  в  соответствии  с  возрастными  особенностями  и основными линиями психического развития детей;
  • определение места игры в режиме дня;
  • подготовка материала игры.

Создание воображаемой ситуации и игровой мотивации:

используемые методы и приемы;

опора на опыт детей;

активизация воображения, мышления и речи;

Организация дидактической игры:

форма  организации,  её  соответствие  возрастным  и  индивидуальным  особенностям детей группы;

регуляция игровых взаимоотношений, разрешение и предотвращение конфликтов;

контроль за выполнением правил;

оценка деятельности детей (критерии, характер, форма, содержание, объективность, эмоциональность);

активность детей в организации игры;

способы  руководства  игрой  (прямые  и  косвенные),  их  соотношение,  соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Игра, как и всякая другая деятельность человека, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.

Воспроизводя  в  действиях  и  речи  жизнь  взрослых  людей,  ребенок  эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Использование игры в коррекционно-  педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение  детей  и  корригируется  их  речевая  функция.  Исправляется  не  речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности  и  в  связи  с  ней.  Речевая  деятельность  как  совокупность  процессов говорения  и  понимания  является  основой,  сущностью  коммуникативно - общественной деятельности.

Развитие игровой активности детей, исправление недостатков  личности, коррекция поведения,  воспитание  речи  осуществляется  через  систему  разнообразных  игр, составляющих методику игровой деятельности.

Разнообразные  дидактические  игры  на  развитие  слуха,  дыхания,  голоса, звукоподражания,  игры  с  разборными  игрушками:  матрешками,  пирамидками, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т.д. - развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, произвольную память и на простом  речевом  материале  знакомят  детей  с  разными  образцами  речи.

Дидактические  игры  с  четкими,  строго  упорядоченными  правилами  и  действиями ставят  всех  детей  в  равное  положение,  что  способствует  воспитанию  у  них дисциплинированности, собранности, выдержки.

В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи педагога. По мере  усвоения  активного  поведения  и  правильной  речи  дети  все  реже  пользуются готовыми  речевыми  стереотипами,  поскольку  самостоятельная  организация  игры требует от них и самостоятельных форм общения.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель -  сформировать у детей правильную  речь  и  одновременно  дать  им  определенные  знания,  -  обогащают словарный  запас,  совершенствуют  грамматический  строй  речи,  психические  и, прежде всего, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. Целый ряд игр  направлен  на  развитие  сообразительности.  В  играх  с  картинками  дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др., что способствует развитию наглядно ­ образного мышления.

Дидактические игры способствуют формированию у детей связной речи. Существует много разных видов дидактических игр:

Игры  с  мячом  («Какого  цвета?»,  «Вершки-корешки»,  «Годится  в  пищу  сырым?», «Какого  вкуса?»,  «Как  называется?»,  «Где  растет  цветок»,  «Хвойное  или лиственное», «Какой это лес?», «Как зовут детенышей?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Хищное или травоядное?», «Чей это дом?», «Чей это детеныш?», «Дикое или домашнее?», «Мясо или трава?», «Зимующая или перелетная?», «Назови птицу», «Как птицы говорят?», «Что кому нужно?», «Кто что делает?» и т.д.

Игры с персонажем (игрушка или картинка)«Помоги зайке», «Помоги мишке», «Играем с Дашей», «Паша в деревне»,  «Кого надо бояться?», «Медвежонок ищет маму», «Кто на кого похож?», «Даша играет в детский сад», «Птичья столовая», «Кто к нам прилетел?», «Кем быть?», «Что важнее?» и т.д.

Консультация для  родителей:

   «Роль дидактических игр на развитие грамматического  строя речи»

Для детей от 6 до 7 лет

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка, при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещения реальных предметов и действий предметами – заместителями и условными действиями, распределение атрибутов, материалов, ролей, налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета, контроль и пр., - ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения, функциональные типы высказываний ( комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию). В быт, труд, конструирование – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия.

Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место  исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельное предложение, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед такими играми дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Их формирование – побочный продукт игры.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

          Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

           Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

           Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

            Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

           Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

            Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

В процессе дидактических игр с грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласование прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел, и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактические игры призваны, прежде всего, стимулировать эту детскую самостоятельность. Важнейшие условия здесь – теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой. При этом неуместны надуманные репродуктивные ответы. (Например, скажет Оля: «Не стало ручек», а Васю с колей просят повторить: «Не стало ручек». Как часто  мы видим подобные приемы в детском саду!). Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических инноваций является прием, когда взрослый в диалог, фактически подтверждая детское высказывание, распространяет его, включая нормативную форму (ребенок: Праздничать будем. Взрослый: А что мы будем праздновать? День рождения?)

Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Такие игры были разработаны замечательными педагогами – О.И. Соловьевой, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, В.В.Гербовой – для того, чтобы помочь детям в детском саду освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименования детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Таким образом, игры с грамматическим содержанием можно разделить на две группы:

  • Развивающие морфологическую сторону речи;
  • Знакомящие со способами словообразования.

Однако следует подчеркнуть, что ребенку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать  у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки

семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка.

Консультация для родителей.Данный материал будет полезен и интересен родителям дошкольников....

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг другу, формирует взгляды и убежд...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгл...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка"

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...