БУКЛЕТ "Как научить ребенка рассказывать по картинке историю?"
материал по развитию речи (средняя группа)

Казанцева Елена Сергеевна

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу.  

Буклет содержит практические советы по составлению рассказа ребенком и игры для расширения словарного запаса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_kak_nauchit_rebenka_rasskazyvat_istoriyu.docx910.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу.  

Дорогие родители, вот несколько практических советов, как научить ребенка пересказывать:

 В начале, детям предлагают серию из 2-х картинок связанных единым сюжетом, затем из 3-4-5 картинок. Взрослый объясняет ребенку, что у него была книжечка, а ее кто-то порвал и перепутал странички. Предлагает ребенку собрать книжку. Но чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, что произошло (случилось) потом, и чем все это закончилось

 Когда малыш сложит картинки по порядку, предложите ему рассказать, что за история изображена на картинках, что там произошло. Нельзя формулировать задачу таким образом: «Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на повествование о развитии событий. Если ребенок ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом. Иногда составляя рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их. Ну а если все-таки не находит ошибку, задайте ему уточняющий или наводящий вопрос. Например: «Я что-то не совсем поняла? Ты мне не объяснишь

почему?». Если после наводящих вопросов ребенок  самостоятельно         не         понимает         причинно-

следственную связь событий, можно оказать помощь в виде прямых разъяснений.

  • Оля проснулась и... (стала умываться).
  • Коля оделся и... (побежал гулять).
  • он замерз и... (пошел домой).
  • стали они играть... (с зайчиком).

        Если         рассказ         составлен,         верно,         но слишком краток, нужно задать дополнительные вопросы         о         деталях         и         подробностях,         не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинках.

 Если ребенок правильно разложил картинки, но рассказ составить не может, тогда ему задают вопросы и рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме. Это помогает ему овладеть навыками самостоятельного планирования при составлении рассказов. Следует также комментировать односложные ответы ребенка, давать образцы развернутых высказываний, что помогает ему в дальнейшем составлять более подробные рассказы, развивая при этом свою речь.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

  1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

 

  1. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.  Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы:  

"Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

  1. Описываем свойства предметов.  Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.  

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

  1. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

  1. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание: 
  2. зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
  3. девочка обиделась и... (ушла, заплакала). 

Успехов Вам, дорогие родители!

Детский сад «Тополек»

Алтайский район, 2022г.

Составь рассказ по картинкам "Снеговик"

 

Инструкция к занятию - Составь рассказ по картинкам "Снеговик": взрослый дает ребенку все карточки и говорит: “Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять, что было сначала (эта картинка станет первой), что было потом и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду). Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение”.

Примечание: в конце упражнения обязательно спросите ребенка, кажется ли ему сюжет смешным или странным и что именно кажется таким.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: 

воспитатель 

Казанцева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка рассказывать

Научить ребенка рассказывать – это значит сформировать его связную речь. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка  в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим стро...

Буклет " Как научить ребенка рассказывать по картинке"

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку,...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ?

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».

Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ«Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»...

Консультация для родителей «Как научить ребенка рассказывать стихи с выражением»

laquo;Как научить ребенка рассказывать стихи с выражением»...