КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
картотека по развитию речи (старшая группа)

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Наше тело и предметы гигиены

Ладушки ладошки

( Выполняются движения по тексту стихотворения.)

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прятки

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Отдохнем

- Наши пальчики просулись,

- Потянулись, потянулись…

- И встряхунлись… -выполняем все эти движения

- По ладошке побежали -по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

- Побежали, побежали,

- Поскакали, поскакали -изобразите эти движения

- И устали. Сели отдыхать -потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

«Голова»

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

Предметы гигиены

Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро.

Одежда

«Гномики- прачки»

Жили-были в домике
Маленькие гномики:
   (Сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.   (Загибают пальчики, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,   
(Разгибают пальчики, начиная с мизинца)
Стали гномики стирать:
   (Трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки,Пики – платочки,
Лики – штанишки,Чики – носочки.
Микки умница был, Всем водичку носил.   
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Стирка


Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)


Рукавицы.


Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).


Стирка


(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.


«Это чья рубашка?»

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

«Одежда»

В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

«Рукавички»

Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук)

Не озябнут ручки».

Обувь и головные уборы

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол.)

Обувь.


Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви
Да ещё ботинки загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.


Новые кроссовки.


Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки 
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький 
Обувает валенки.
А сыночек Вовка – 
Новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Домашние птицы

"Домашние птицы"

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок. (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими)

«Уточка»

Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою:

И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы)

И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец)

«Курочка»

Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)

Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)

А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)

Желтые цыплятки.

Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Домашние птицы. 
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета 
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

Домашние птицы.
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши 
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.

Домашние животные

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

Поросята.
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы. 
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики». 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. 
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие. 
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.


Я в деревне отдыхаю…
Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять

пальцы правой руки.
Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки.
Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу

каждый палец правой руки, начиная с большого.
Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы

правой руки, а затем левой, начиная с большого.
А еще баран с овцой,
Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.
Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный

согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака».


Козел.

- "Вот какой козел рогатый!" -

- Рожки делают ребята.

- "Вот какие рожки

- У козла Тимошки!"

- Встрече Тимофей не рад -

- Грозно смотрит на ребят.

- "Уходите, вас не знаю:

- Забодаю, забодаю!" Пальчиками изображаются козлиные рожки.

«Рыжая корова»

Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу)

Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой)

Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук)

Молока парного.

Дикие животные

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок

Сидит белка.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).


Дикие животные.
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.


На водопой
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.