ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
занимательные факты по логопедии

Елена Андреевна Иващенко

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_3.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ДОУ.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Логоритмика – это единство МУЗЫКИ, СЛОВА и ДВИЖЕНИЯ. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.

Начинать заниматься логоритмикой рекомендовано со среднего возраста. Логоритмика предполагает решение:

- оздоровительных;

- образовательных;

- воспитательных;

- коррекционных задач.

Систематически вводя элементы логоритмики в своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.

Музыкальные занятия с элементами логоритмики, на мой взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут их с радостью, активно включаются в игровые действия речевых упражнений.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

 Например:

-Вводные упражнения

Цель – развитие ориентировки в пространстве, развитие координации, развитие двигательных навыков.

1.«Ходьба в различных направлениях».

Упражнение: Дети ходят по кругу под музыку и меняют направление в зависимости от сигналов – "вперед", "назад", "в центр", "кругом", "вправо", "влево" и т.п.

2. «Мы идем та-та-та…»

Мы идем: та-та-та. 

(Обычная ходьба.)

Мы поем: ля-ля-ля. 

(Ходьба на носках.)

Мы едем: ту-ту-ту. 

(Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»)

Мы кричим: ау-ау. 

(Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту) 

3. «Ходьба +речевые упражнения».

Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята – красные лапки,

Озером, озером – все по порядку.

Серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.

4. «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли.

(Шаг марша)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав, 

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

(Ходьба «змейкой»).

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали. 

(Прыжки с продвижением вперед)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей. 

(Ходьба на носках, руки — в стороны)

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали

И к нему все побежали. 

(Бег по кругу)

Посмотрела на бегу.

Кто пасется на лугу.

-Упражнения для развития мимики и орального праксиса

Цель: улучшение подвижности губ и мышц лица для выразительной мимики.  Развитие подвижности языка, губ и челюсти

1.«Мышки»

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет. Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

2. «Улыбка» 

Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравится зверушкам.

3.«Злой пёс» Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Пёс оскалился сейчас, может укусить он нас.

4. “Вкусное варенье”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

-Упражнения для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти

Цель: воспитание быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые раздражители, развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной.

1.«Свободный стул»

Группа садится в круг, в котором одно место остается свободным. Участник, справа от которого находится свободный стул, старается взглядом и игрой на инструменте «переманить» кого-нибудь из группы на соседний стул.  Когда свободный стул оказывается занят, игру продолжает участник, сидящий справа от свободного стула.

2.Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент, идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.

3. «Самый внимательный»

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.  

4. «Передай сообщение»

Участники стоят в кругу. Ведущий передает сообщение (один или несколько хлопков в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, за спиной, по кругу над головой, по коленкам, по бедрам, указательными пальчиками; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему слева него, а тот, в свою очередь, следующему. 

-Упражнения для развития ритмических способностей

Цель: развитие чувства ритма в музыке, движениях и словах.  

1.«Бум»

С барабаном ходит Ежик.

Бум-бум-бум!

(на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами.

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! 

Бум-бум-бум!

2.«Шумит» оркестр».

Дети сидят в кругу.

По показу воспитателя повторяют.

Кыш - кыш (свободное движение рук)

Хлоп - хлоп (в ладоши)

Шлеп - шлеп (по коленям)

Топ - топ (ноги поочередно)

Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

3. «Капуста»

Хором.

Мы капусту режем, режем, 

(Движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем, 

(Потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим,

(Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем.

(Сжимать и разжимать кулачки) 

Огородная семейка, 

В танец, в танец поскорей-ка.

4.«Капли»

Капля — раз! Капля — два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. 

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свидания, лес густой!

Побежим скорей домой!

-Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности общих движений, движений кистей и пальцев рук

Цель: развитие координации движений, внимания, памяти; формирование и коррекция динамического праксиса; развитие мелкой моторики рук

1.«Перелей, но не пролей»

Переливание из кувшина в кувшин. На подносе дети учатся переливать воду из одного кувшина в другой сначала правой, затем левой рукой.

2.«Затейники»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирается водящий – затейник.  Он становится в центре круга. Дети идут по кругу, произнося слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что затейник нам покажет,

То и будем выполнять!

После этих слов водящий показывает какое-либо упражнение, а остальные игроки его повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. 

3. «Покормите птиц»

Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

4.«Повтори мой танец»

Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий несколько минут наблюдает за группой, затем останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников. Этот участник начинает танцевать, и группа танцует, подражая его манере. Затем ведущий выбирает участника, танцующего в другой манере, и группа снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не покажут свой танец. 

Участники могут пробовать разные движения в парах.

-Упражнения, направленные на развитие глубины дыхания, длительности выдоха, сочетания выдоха и фонации, развития навыков рациональной голосоподачи

Цель: нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата.

1.«Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

2.«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

3.«Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

4. «Голосоподача»

Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

Например:

“Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик?” и т.д.

“Как рычит большой медведь низким голосом (на звук И-И-И), а как рычит маленький медвежонок высоким голоском?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в детском саду.

Консультация для воспитателей...

Логоритмика в детском саду

Почему логоритмика? Причины, которые побудили меня работать в этом направлении....

Презентация "Логоритмика в детском саду"

Теоретические аспекты логоритмики в ДОУ, как средства коррекционной работы с детьми с ОНР....

Логоритмика в детском саду

Материалы для воспитателей, инструкторов,музыкальных работников...

Логоритмика в детском саду

Конспект для родителей...

Логоритмика в детском саду. Статья.

Статья на портал: Детские сады тюменской области....

Кружок по логоритмики в детском саду.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по логоритмики в ДОУ....