«Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Ольховская Валентина Александровна

Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида  №  172»

Ленинского района г. Саратова

        

 «Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

 

https://udoba.org/sites/default/files/h5p/content/45204/images/match-6308ecda5ae74.jpg

       Непосредственная    образовательная деятельность

                                         для детей старшей группы                                          

                                         воспитателя

                                         Ольховской  Валентины Александровны

ОбластьРечевое развитие

Цель: Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи:

1. Образовательная:

- активизировать и обогащать словарный запас;

- продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику;

- отвечать на вопросы;

- развивать интонационную выразительность речи;

- подбирать нужное по смыслу слово;

- заканчивать начатую взрослым фразу.

2. Развивающая:

- развивать интерес к художественной литературе – русским народным сказкам, желание слушать и рассказывать сказки;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывающая:

- учить детей внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;

- воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

- воспитать интерес к устному русскому народному творчеству;

- воспитывать умение работать в коллективе.

 

Подготовка:

- чтение русских народных сказок, в том числе – сказки «Волк и семеро козлят»;

- рассматривание иллюстраций к сказке,

- игры – драматизации по литературным произведениям.

 

Оборудование и раздаточный материал:

- маски: козы, волка, козлят (для всех детей);

- фигурка козленка в корзинке;

- книга-сказка «Волк и семеро козлят»;
- картинки – иллюстрации к сказке;

- картинки: «Найди инструмент» Рис. 1;«Попробуй, найди», Рис.2;«Добрая коза и злой волк» Рис. 3. Карточки «Чьи следы», Рис. 4., счетные палочки на всех детей;

- песня на магнитофоне «В гостях у сказки»;

- фигурки сказочных персонажей из «театра на столе».

 

Методы: игровой, словесно - логический, проблемный, самостоятельный.

Приемы: художественное слово, пояснение, поощрение, физминутка, мимическая гимнастика

Ход занятия.

Этап занятия

Воспитатель

Ответы детей

1.      Водная часть

 

Песня

 «В гостях у Сказки»

 

 

 

 

 

 

- отрывки из русских народных сказок: «Петушок и бобовое зернышко»;

«Лиса и козел»;

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья, расставленные полукругом.

 

- Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

 

- Ребята, скажите, а вы любите играть? …

- А сказки вы любите слушать, а сами рассказывать?

 

- Тогда давайте, поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я буду читать вам предложение, а последнее словечко в нем скажите вы, договорились.

- Будьте внимательны!

 

1. - Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым ...

 

2. – Не послушался Иванушка и напился из козьего…..

 

3. - Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из …

 

- Молодцы, ребята, знаете сказки. А теперь встаем все в круг.

 

- Давайте ребята с вами поиграем в игру, «Какая сказка мне нравится». Я передам мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется ко мне.

- А какая мне нравится сказка, попробуйте угадать:

Жили - были семь ребят

Белых маленьких (козлят).

Мама их любила

Молочком (поила).

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый (волк),

Шкуру белую надел

Нежным голосом (запел).

Как запел тот зверь:

Отоприте, детки, (дверь),

Ваша матушка пришла,

молочка вам (принесла).

Мы ответим без подсказки -

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

 

 

 

Дети слушают музыку

 

 

Ответы. 

 

Играют. Заканчивают предложение.

 

 

 

Отвечают

(зернышком)

 

 

 Заканчивают предложение.

 

Заканчивают предложение. 

 

 Встают в круг.

Ответы детей

 

 

Заканчивают предложение. 

 

 

- козлят

 

- поила

 

- волк

 

- запел

 

- дверь

 

- принесла

 

-«Волк и семеро козлят»

II. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

- книга «Волк и семеро козлят»;

демонстрационные карточки с изображением сюжетов из сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

«Будем бегать и скакать»

- маска Козы для воспитателя;

- маски козлят для детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому ребенку выдается картинка:

«Найди инструмент»     Рис. 1;

 

«Попробуй, найди», Рис.2;

 

«Добрая коза и злой волк»

Рис. 3.

 

 

 

 

Мимическая гимнастика

 

 

 

 

 Карточки

 «Чьи следы», палочки.

Рис. 4.

- Молодцы, ребята, правильно угадали сказку.

- К нам сегодня в гости пришел один из героев этой сказки, давайте его поищем. Кто же к нам пришел?

 

Дети ходят по группе, находят в корзинке фигурку героя сказки – козленка.

 

- Ребята, а как вы думаете, почему козленок от нас в группе спрятался?

 

- Ребята, а давайте, все вместе, вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Посмотрите, я принесла вам книжку и картинки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать, договорились?

 

1) Как зовут Маму козлят…?

 

2) Куда уходила коза?

3) Что делали козлята, когда коза уходила?

4) Как разговаривают козлята?

5) Сколько было козлят?

- Молодцы, правильно.

 

А сейчас, давайте с вами разомнемся. Я буду мама -Коза, а вы мои детки – козлятки (надевают маски)

 

Будем прыгать и скакать! 

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (
Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (
Наклоны туловища влево - вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (
Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (
Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (
Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (
Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (
Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (
Встали.)

 

- Молодцы, хорошо повеселились, а теперь давайте дальше вспоминать нашу сказку.

 6) Каким  сначала голосом пел  волк?

 7) Куда пошел волк?

 8) Что волку сделали в кузнеце?

 

 

 

- Все правильно ребята, а теперь посмотрите на картинку внимательно «Найди инструмент» (рис.1). 

- Кто изображен на картинке?

- Кто помог волку перековать горло, чтобы его голос стал тоненьким?

- Ребята, посмотрите на инструменты в нижней части рисунка. Как они называются?

 

- А каким инструментом, медведь «перековал» горло у волка?

- Молодцы. Правильно

- А теперь посмотрите на эту картинку («Добрая коза и злой волк»).

- Какая здесь мама коза?

- А какой волк?

 

- Давайте, все вместе, изобразим их (компоненты мимики: нахмуренные брови, злые глаза, улыбка).

- Молодцы, справились.

- Ребята,  давайте вспомним, куда пошли мама коза и волк?

- Да, правильно! Ой, ребята, а наш козленок, принес вам карточки с заданием, давайте посмотрим, чьи здесь следы изображены?

- Давайте сделаем такие же следы из палочек.

- Молодцы, все отлично справились.

 Отгадывают.

 

 Ищут.

 

 

 Находят.

Ответы детей.

 

 

Вспоминают. 

Рассматривают.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Надевают маски. 

 

 Выполняют  физкультминутку

С движениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают.

Отвечают.

(толстым, грубым)             (в кузнецу)

(перековали горло)

 

Рассматривают картинки и выбирают инструмент. 

 

Называют инструмент. 

 

 

 

 

 

 Называют эмоции.

 

 

 

 Показывают компоненты мимики.

 

 

 

Рассматривают карточки, делают   следы из палочек.

V. Итог занятия

 

Переход к самостоятельной детской деятельности – игры детей с атрибутами пальчикового театра, рассматривание иллюстраций в книге.

- Молодцы, ребята, козленку очень понравилось, как вы рассказали его любимую сказку; правильно сложили следы из палочек и как дружно и весело показывали козу и волка.

 

- Ребята, у козленка в корзинке, для вас еще один подарок – фигурки персонажей  сказки «Волк и семеро козлят». Козленок решил подарить их вам, а сейчас вы можете с ними поиграть.

 

- Давайте, поблагодарим нашего гостя – козленка и пожелаем ему всего хорошего.

Положительные эмоции детей. 

 

 

 

Рассматривают персонажей сказки (кукольный театр) 

 

 Прощаются с героями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ. «Коза и волк»

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ.«Коза и волк»Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный о...

Музыкально - театрализованное представление по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Сказка на новый лад.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его ме...

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

«Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят»....