Особенности обучения детей рассказыванию по картине в младшем дошкольном возрасте
материал по развитию речи (младшая группа)

"Особенности обучения детей рассказыванию по картине в младшем дошкольном возрасте"

Обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя её, и обогащаясь таким образом. Речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком находится родитель или педагог с богатой правильной речью и умением общаться. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Обучение связной речи длительный процесс. Развитие связной речи ребёнка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному последовательному изложению своих мыслей мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Задача воспитателя совершенствовать все стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую. Рассказы ребёнка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Для того чтобы речь детей становилась более связной и свободной в детском саду важно стимулировать детей говорить о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях, о увиденном на картине. Сюжетная картина – эффективное средство познания ребёнком окружающей действительности. С помощью сюжетных картин ребёнок не только знакомится с чем-то новым, но и уточняет представлений о уже знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах.

При проведении занятий по картинам нужно учитывать следующие требования: - картина должна быть грамотной и отражать действительность, - содержание картин должно отвечать возрасту детей, - рассматривание картин проводится до тех пор, пока детям интересно, - число картин должно быть педагогически обоснованно, - картины выставляются на доске против света, они должны быть соответствующих размеров, иметь эстетический вид, - картины должны быть просты по композиции, доступны по содержанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaharova_yu.s._materirial_na_ns_portal.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

"Особенности обучения детей рассказыванию по картине в младшем дошкольном возрасте"

Обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность дошкольника, совершенствуя её, и обогащаясь таким образом. Речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком находится родитель или педагог с богатой правильной речью и умением общаться.         Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Обучение связной речи длительный процесс. Развитие связной речи ребёнка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному последовательному изложению своих мыслей мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Задача воспитателя совершенствовать все стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую. Рассказы ребёнка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.

Для того чтобы речь детей становилась более связной и свободной в детском саду важно стимулировать детей говорить о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях, о увиденном на картине. Сюжетная картина – эффективное средство познания ребёнком окружающей действительности. С помощью сюжетных картин ребёнок не только знакомится с чем-то новым, но и уточняет представлений о уже знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах.

При проведении занятий по картинам нужно учитывать следующие требования: - картина должна быть грамотной и отражать действительность, - содержание картин должно отвечать возрасту детей, - рассматривание картин проводится до тех пор, пока детям интересно, - число картин должно быть педагогически обоснованно, - картины выставляются на доске против света, они должны быть соответствующих размеров, иметь эстетический вид, - картины должны быть просты по композиции, доступны по содержанию.

Для детей младшего дошкольного возраста доступна простая форма диалогической речи, они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь ситуативна. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении качества, действия предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

Основными задачами воспитателя в работе по картине являются: - обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; - постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов). Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие обычно включает две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Начинать занятие лучше с вводной беседы. Цель ее – выявить представления и знания детей об изображенном, заинтересовать детей, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы к детям – ведущий прием при рассматривании картин. Вопросы следует тщательно продумывать, они должны быть понятными, а ответы на них не вызывать затруднений, их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия. Иногда вопроса недостаточно для того, чтобы ребенок точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2-3 слов. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов. Рассматривание картины всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине.         Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка. Можно загадать загадку о домашнем животном. Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке. В младшем возрасте мы используем разнообразные игровые приёмы. Дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, медвежонку. Можно предложить выбрать объект описания. Можно связать рассматривание картины с показом игрушки. Это можно сделать в виде инсценировки. Иногда можно как бы поставить ребёнка на место того, кто изображён на картине.

В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

«Особенности обучения детей ходьбе на лыжах» в старшем дошкольном возрасте. (Консультация)

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает ...

Возрастные особенности обучения дошкольников рассказыванию по картине.

В методике развития речи обучение рассказыванию по картине разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на  работы Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. ...

"Особенности обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах"

quot;Особенности обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах"...

Особенности обучения детей рассказыванию по картине в младшем дошкольном возрасте

quot;Особенности обучения детей рассказыванию по картине в младшем дошкольном возрасте"Обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык &nda...

Методика обучения детей рассказыванию по картине с учётом возрастных особенностей

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события....