"Беседа о русском народном творчестве"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Мироненко Татьяна Михайловна

Закрепить знания детей об устном народном творчстве. Выявить знания потешек, пословиц,загадок. Формировать правильную устную речь на основе овладения детьми языка своего народа. Инсценировать потешки "Кисонька- Мурысенька", "Тень- тень- потетень", используя выразительные средства речи мимику, жесты.Развививать любовь к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие по развитию речи319 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко» села Шипуново

Шипуновского района Алтайского края

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

 «Беседа о русском народном творчестве» 

(Занятие в старшей группе с элементами театрализованной деятельности)

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                         

Разработала:

 Мироненко Татьяна      Михайловна,

воспитатель

        

с. Шипуново

2016 г

Цель: закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа.

        Выявить знания пословиц, потешек, загадок

Задачи:

  • формировать правильную устную речь на основе овладения  детьми литературного языка своего народа
  • Способствовать развитию умения слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения
  • Инсценировать потешки «Кисонька-Мурысенька» «Тень-тень-потетень»,используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • Развивать воображение, память, внимание
  • Прививать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Словарная работа:  русский фольклор, плетень, косоньки, волосоньки,

        

Предварительная работа:

  • Использование устного народного творчества в повседневной жизни.
  • Рассматривание иллюстраций, книг, с русскими народными сказками, потешками, песенками.
  • Игры детей «В русской избе»
  • Обыгрывание с детьми потешки  «Тень-тень-потетень», «Кисонька Мурысенька»

         .

Оформление, оборудование:

  • Женское платье  в русском народном стиле.
  • Кроватка с куклой- младенцем.
  • Книги русских народных сказок. Шапки-маски:  лисы,  зайца, ежей, мишки, кошки,
  • .Русская народная музыка

  Интеграция образовательных областей:

О.о «Речевое развитие»

О.о «Социально-коммуникативное развитие»

О.о «Художественно эстетическое развитие

Структура занятия:        

  1. Настрой на занятие
  2. Речевая разминка
  3. Целеполагание
  4. Беседа о русском народном творчестве
  5. Потешка «Расти коса до пояса»
  6. Инсценировка потешек: «Кисонька- Мурысенька»
  7. ,«Тень- тень-потетень»
  8. Загадывание загадок
  9. Танцевальная разминка
  10. Беседа о пословицах и поговорках
  11. Подведения итога занятия. Рефлексия

1. Настрой на занятие.

. Воспитатель: Детушки- малалетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком. (Называет  имена тех детей, которые есть в группе)

В нашей группе есть две Саши- раскрасавицы, вы наши

Есть Любашка и Полинка- девочки ну как картинки

Ксюша, Женя и  и Каринка-девочки у нас смешинки

Есть Олеся и  Алиса

Будет с кем повеселиться

Здесь Артёмы и Данилы

Глеб и Коля

Женя здесь

Всех их достоинств не перечесть!

Только нет у нас Акульки

Она маленькая в люльке

Нет Аринки  - на  перинке

Всех  детей не перечесть

Я люблю того кто есть!

И очень рада всех вас видеть.

Воспитатель: У меня сегодня (показывает пальцем), отличное настроение. А какое у вас дети настроение, с каким настроением вы сегодня будете все вместе общаться.

Показ настроения детьми ( мимикой, жестами).

Воспитатель: Дети, тогда давайте начнём все вместе работать. Сегодня мы с вами проводим  ознакомление с художественной литературой

2 Речевая разминка

Наш язычок сегодня будет много говорить. Как мы ему поможем?

Дети:  Проведём речевую разминку.(гимнастику для язычка)

Упражнение на дыхание

  • Горячий чай (вдох через нос, протяжный выдох)
  • «Надуем шарик»

Артикуляционная гимнастика (гимнастика для язычка)

  •  «Солнышко»- Нарисуйте надутыми губами солнышко
  • «Часики» -улыбнуться, кончик языка из одного уголка рта в другой
  • Поехали на лошадке

Чистоговорка

Проговаривание громко, тихо, шепотом

  • Ша- ша- ша

    Наша шуба хороша

3 Целеполагание

Воспитатель: дети , вы обратили внимания на мой наряд и какие предметы находятся перед вами

Как вы думаете,  о чём мы сегодня будем с вами беседовать?

Дети : о русском фольклоре.        

4 Беседа о русском народном творчестве

Воспитатель. А почему он называется русский фольклор?

Дети. Потому что его сочинял русский народ.

Да, дети фольклор- это значит народный и сочинял его русский народ ещё с глубокой старины.  Передавался он из уст в уста. Раньше губы  назывались устами. Вот откуда и название произошло названия устное народное творчество. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала своей дочке, а та своей.   Фольклор- это устное народное творчество.

Кто из вас знает, что относится к русскому фольклору

Дети : песенки, потешки, считалки, пословицы, загадки.

Воспитатель:а ещё разрешите дети мне добавить заклички, прибаутки, былины.

Вот сколько разных видов фольклора есть у русского народа.

Сегодня, мы с вами и поговорим о потешках, загадках,  пословицах и поговорках.

Воспитатель.  Потешки нужны были людям для того,чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребёнка, успокоить  плачущего, кого-то приласкать , а кого- то  насмешить.

Послушайте потешку.

5. Потешка «Расти коса до пояса»

Расти коса до пояса

Не вырони не волоса

Расти косонька до пят

Все волосоньки в ряд.

Расти коса- не путайся

Дочка маму слушайся.

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы. Как ласково, говорится о волосах и о косах в потешке?

Ответы детей(косоньки, волосоньки)

Воспитатель. После таких слов дочка обязательно должна слушаться маму.

6 Обыгрывание потешки Дети ,а сейчас давайте вспомним и обыграем знакомую вам потешку «Кисонька- Мурысенька»

Саша, можно тебе предложить сегодня быть кисонькой- мурысенькой.

Олеся, ты обыграешь с Сашей эту потешку?

Кисонька- Мурысенька, где ты была

На мельнице

Кисонька- Мурысенька, что там делала

Муку молола

Кисонька- Мурысенька, что из муки пекла

Прянички

Кисонька- Мурысенька с кем прянички ела

Одна

Не ешь, одна, не ешь одна!

Воспитатель : Дети, чему учит эта потешка?

Дети: нельзя быть жадным нужно делиться со всеми

7. Инсценировка потешки «Тень- тень- потетень»

А сейчас, ребята мы с вами вспомним ещё  одну  знакомую вам потешку   которая называется «Тень- тень – потетень». Само название потешки какое?  Смешное, весёлое.

 В этой потешке есть слово-плетень. его  мы с вами рассматривали на картинках и я вам объясняла, что оно обозначает. Вспомните и объясните его значение.

Дети объясняют. (забор делается из прутьев дерева ивы или вербы).

С этой потешкой можно водить хоровод  вставайте в круг поиграем .

Мы с вами договорились, кто сегодня из вас будет в потешке обыгрывать сказочных героев

Инсценировка потешки

Тень-тень-потетень

Выше города плетень

Все мы вышли под плетень

Похвалялися весь день

Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса

Похвалялся зайка

Поди  догоняйка

Похвалялися ежи

У нас шубки хороши

Похвалялся медведь

Могу песни я петь.

Воспитатель: Какая дружная компания собралась.

А где же живут эти звери?

Дети: в лесу

Воспитатель : вот какие замечательные русские народные потеши мы сегодня вспомнили.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание ещё раз на моё платье Вот такие наряды шили себе русские красавицы. Платье  длинное до пят (описать платье, покрасоваться в нём). В таких нарядах девушки ходили на поседелки, где они пели и веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками. На посиделках не только пели песни и частушки, но ещё и загадывали загадки.  Загадка всегда считалась самым таинственным жанром в русском фольклоре. В ней собрана мудрость народа. Посмотрите внимательно на нашу избу.  Я загадаю загадки, а вы найдёте отгадки в нашей избе

8 Загадки- 

Воспитатель: Послушайте, да отгадайте мою загадку:

  • Та боярыня-Сударыня

          Посреди избы стоит,

          Обогреет и накормит

          Отдохнуть на ней велит (Русская печка)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А вот в чём варили щи да каши послушайте и отгадайте загадку

  • У печи стоит предмет

    Он тяжёлый спору нет

    Но зато в хозяйстве нужен

    В нём сготовить можно ужин  (Чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

  • Деревянная подружка

Без неё мы как без рук

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт  (ложка деревянная)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть, и пускаться в пляс. Вот почему в загадке есть такие слова: на досуге веселушка  Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках А сейчас дети, мы с вами тоже отдохнём  попляшем под народную музыку.

(Вот так в старину плясали девушки и парни и мы сейчас с вами исполним некоторые элементы русской пляски)

9 Дети исполняют элементы народной пляски.»Краковяк»

10 Пословицы Воспитатель. Продолжим нашу беседу поговорим о пословицах   На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль- пословица и поговорка. Пословицы нас учат как надо поступать, а как не надо. Высмеивают лень, прославляют трудолюбие, учат дружить  послушайте пословицу

  • :«Палец слаб, а кулак силён»      Что бы лучше понять эту пословицу, давайте сделаем упражнение. Сначала постучим пальчиком по коленочкам, а затем кулачком   Какая в ней спрятана мудрость? (один человек слабый. а когда много они сильные)
  • Вот ещё одна пословица: Дети, возьмёмся за руки, пожмём, друг другу ладошки почувствуем их тепло. Про таких как мы говорят
  • «Там где дружат, живут не тужат» А что это значит, не тужат (живут, дружно не ссорятся). Давайте и мы на примере этих пословиц будем дружными и сильными и постараемся  не ссориться.

11.Подведения итога работы. Рефлексия

.Воспитатель:  Вот и закончилась наша беседа. Давайте ещё раз вспомним  о каком русском народном творчестве мы сегодня говорили

Дети. О русском фольклоре  А с каким настроением мы заканчиваем с вами наше общение.

Показ детьми. (мимикой, жестами)

Воспитатель: Вы все  молодцы, мне было очень приятно с вами со всеми  сегодня работать.  Спасибо всем!

 Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Девятова, Т.Н. Звук – волшебник /Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.

3. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208С.

4. Гриценко, З.А. Ты мне сказку

.
.

                

        

        

-

                  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Конспект занятия по развитию речи «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект занятия по развитию речи "Беседао русском народном творчестве."...

" Беседа о русском народном творчестве"

конспект занятия по развитию речи...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...