Мастер-класс для педагогов "Обучение дошкольников звуковому анализу слов"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кожара Юлия Сергеевна

Вниманию коллег представляется мастер- класс для воспитателей по обучению дошкольников  звуковому анализу слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.

Оборудование: фишки для ЗАС, иллюстрации для ЗАС, схемы слов к дидактической игре «К схеме слово»

Ход мастер-класса: 

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы обучаем детей навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:

  1. последовательное выделение отдельных звуков в слове;
  2. определение порядка звуков в слове;
  3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый -мягкий, глухой -звонкий).

Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия, давайте разберемся в них.

- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем).

- Сколько звуков в русском языке? (42 звука – 6 гласных и 36 согласных)

- Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос).

- Назовите гласные звуки  (А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков, а гласных букв десять).

- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?

(Е, Ё, Ю, Я – обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после мягкого и твердого знаков).

- Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо).

- Какие согласные звуки всегда твердые?  (Ж, Ш, Ц).

- Какие согласные звуки всегда мягкие? (Й, Ч, Щ).

- Чем различаются звонкие и глухие согласные? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом).

- Какие буквы не имеют звука? (Ь и Ъ знаки).

- Что такое слог? (Слог - гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха). 

Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.

Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы. Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнести слово и послушать  его.

При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вадá]).

2. Произнести слово по слогам.

Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).

3. Выделить  первый звук в слове, назвать его, охарактеризовать.

4. Обозначить выделенный звук фишкой.

5. Выделить  второй звук в слове, назвать и охарактеризовать его, обозначить фишкой. (И так все звуки).

6. Прочитать по фишкам слово целиком.

7. Ответить на вопросы:

- Сколько слогов?

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).

А сейчас я предлагаю вам немного  поиграть.

Первая игра  «Где спрятался звук».

Я буду произносить слова. Вы слушайте и определите, где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова? 

Если в начале слова – дети хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – приседают.

Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка, кирка (ловушка, надо топать, т.к. твердый звук [к] находится в середине слова).

Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.

 Вторая  игра «Придумай слово».

Я предлагаю вам  придумать слова, обозначающие фрукты со звуком [а].

 В  магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [к].

Что можно купить в магазине?» и т.п.

 Данная игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

 Третья игра «К схеме слово».

Мы с вами пришли в зоопарк. Помогите животным найти свою звуковую схему слова. (Лиса, жираф, лось, ёж).

Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

2. Уважаемые коллеги предлагаю вам выполнить звуковой анализ слов: ель,  петух.

Наш мастер- класс подошёл к концу. Надеюсь, вам удалось освежить знания по проведению звукового анализа слов  и обучению звуковому анализу старших дошкольников. Я благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс для воспитателей "Обучаем детей звуковому анализу"

Мастер-класс призван помочь воспитателям в  решении задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитании интереса к родному языку и пополнить запас их  игр по грамоте....

Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель:Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"

Подготовка к обучению грамоте - важное напавление дошкольного обучения, которое включает в себя формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой ана...

Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова

Обучение старших дошкольников звуковому анализу словаНеобхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа.Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее ...

Мастер-класс для воспитателей «Обучение дошкольников звуковому анализу слов»

Мастер-класс для воспитателей«Обучение дошкольников звуковому анализу слов»Дата  проведения: 22.10.2020 год Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание поф...