Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шевчук Евгения Владимировна

В консультации рассказывается о пользе совместных игр взрослых и детей для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. В материале - подборка дидактических игр с несколькими вариантами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx221.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ»

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад.

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса? Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса.

Ребенок с рождения обладает «впитывающим сознанием», он готов подражать нам во всем. Общение можно и нужно совмещать с любыми занятиями: прогулкой, обедом, игрой, купанием, одеванием.

Внимание: звуки вашего голоса не может заменить телевизор или радио. Найдите время, чтобы в течение дня хотя бы раз поговорить с малышом, обращаясь только к нему. Однако не забывайте, что ребенок слышит ВСЁ, в том числе, как вы разговариваете между собой, что говорит соседка и т.д., поэтому не удивляйтесь, если ребенок повторит то, что он однажды услышал. Но «закрепится» слово только в том случае, если станет «активным», «часто слышимым».

Частотные слова быстрее попадают в активный словарь. Часто родители жалуются учителям, а учителя - родителям на то, что ребенок плохо успевает в школе. Казалось бы, он пошел в первый класс, зная буквы и умея читать, однако... Дело чаще всего в ограниченном словарном запасе ребенка. Да, он знает много слов, если спросить - объяснит их значение, но это пассивный, а не активный словарный запас - лексикон.

В обыденной жизни словарь ребенка беден. Иногда в этом кроется причина использования слов-паразитов: "ну, в общем...", "так сказать", "это самое". Человек мучительно подбирает слова. Вспомним мультфильм "Кот-рыболов". Медведь просит Кота поймать рыбу: "Ты... это... Поймай мне эту. А то все эти да эти... Надоели!" Как тут не вспомнить поговорку; все понимает, а сказать не может, как собака.

Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Иногда мы и сами не осознаем, почему этот человек кажется нам умным и знающим. Понимаем только: хорошо говорит.

Человек с бедным словарным запасом вряд ли сможет преуспеть в работе, он всегда останется исполнителем, как бы ни была высока его квалификация.

 Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Дальше придется, что называется, "догонять", не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления.

Это именно игры, азартные, веселые, не связанные со скучными обязанностями или проверкой знаний. Как и любая занимательная игра, они повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, дадут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10 -15 минут вашего времени, причем играть можно всюду; в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице.

Главное - вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз "объевшись", он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком.

Правда, не забывайте время от времени "проигрывать". Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно "поддаваться". Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

 

КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ КРУГЛОГО?

Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?" Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к "колесу" "шар". Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего? И так далее и тому подобное.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

 Взрослый: "Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: часы, которые помогают проснуться (будильник); большая ложка, с помощью которой наливают суп(половник); утренняя еда; человек, который отправляется в дальние страны и т.д. Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку.

УМЕНЬШАЕМ И УВЕЛИЧИВАЕМ

Взрослый: "Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например: дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее." Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. То же самое можно делать "в обратную сторону". Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. (Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.) Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами: Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

ОПИШИ ОДНИМ СЛОВОМ

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую, только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

чашка для чая? (чайная),

машина для гонок? (гоночная),

 щетка для чистки зубов? (зубная),

котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),

лапа собаки? (собачья) и так далее.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.

парикмахер - ножницы, расческа,

почтальон - сумка,

учитель - указка, учебники,

продавец - весы, касса,

муравей - палочки, листики,

пчела - пыльца, нектар,

птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.

Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

КАК МОЖНО УЗНАТЬ…

Задавайте ребенку вопросы типа:

 Как можно узнать,

 … холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)

 … сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)

 … высохла ли рубашка? (потрогать)

… сладкий ли чай? (попробовать)

 … пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

 ... крепко ли завязана веревка? (потянуть)

 … есть ли вода в стакане? (посмотреть)

… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)

… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)

… работает ли пылесос? (включить)

… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)

 … интересная ли книжка? (прочитать)

… мягкий ли хлеб? (пощупать)

… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт - вертолет, самолет,

колесо – автомобиль, ..

руль - велосипед,….

парус – ….

вагон - ….

крыша - …

стрелка - …

кнопка - ….

страница - …

подлокотник - …

каблук - …

козырек - …

 карман - …

клавиатура - …

 дверь - …

стержень - …

ветка - …

лепесток - …

шишка - …

семена - …

хвост - …

плавник - …

 перо - …

клюв - …

панцирь - …

грива - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

 дом - крыша,

дверь, … корабль - …

велосипед - …

троллейбус - …

стол - …

кресло - …

книга - …

компьютер - …  

часы - …

авторучка - …

 чемодан - …

пальто - …

плита - …

чайник -…

удочка - …

гитара - …

дверь - …

забор - …

качели - …

колос - …

 цветок –…

 дерево - …

гриб - …

жук - …

бабочка - …

собака - …

яблоко - …

 

     Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры.

Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, подетски - "нагретость").

2 вариант упрощенной игры.

Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается. Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы) Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее: "Есть слова, которые означают одно и то же. Например:

жесткий - твердый,

печальный - грустный,

смелый - храбрый,

блестеть - сиять,

сердиться - злится,

враг - противник, и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому. А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:

жара - холод

добро - зло

друг - враг

здоровый - больной

горький - сладкий

белый - черный

говорить - молчать

смеяться - плакать

ложиться - вставать

закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам. Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

ОБЪЯСНИ СЛОВО

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый,

герой; стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

ПРОДОЛЖАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

         Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.

Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.

Наш корабль выплыл в открытое море и тут….

 Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели

Принцесса неожиданно проснулась, потому что…

Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ 

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Консультация для родителей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ»

Обогащаем речь ребенка словами передающими чувства, эмоции

Подготовила:

Шевчук Евгения Владимировна, воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается...

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»....

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»

Консультация для родителей: «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей»...

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей».

laquo;Именно в игре ребенок  свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать &mdash...