Малые формы устного народного творчества, ка средство познания окру-жающего мира.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рыбникова Марина Викторовна
Содержание образовательной работы на первом этапе с детьми с наруше-нием интеллекта направлено на формирование интереса детей к художе-ственной речи и содержанию произведений детской литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малые формы устного народного творчества, ка средство познания окружающего мира.

Содержание образовательной работы на первом этапе с детьми с нарушением интеллекта направлено на формирование интереса детей к художественной речи и содержанию произведений детской литературы. Формирование элементарных представлений об окружающем мире. Недоразвитие речи у дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к тому, что к моменту поступления в дошкольное учреждение они не имеют опыта восприятия произведений детской литературы, плохо воспринимают речь, не понимают содержания произведений. Педагоги читают детям сказки, песенки, потешки и стихи. Создают игровые ситуации, в которых дети узнают персонажей этих произведений, воспроизводят действия совместно со взрослыми и по подражанию действиям взрослого.

Очень важно, чтобы во время занятий ребёнок не насильно созерцал происходящее, а активно участвовал во всех видах деятельности. Даже дети пассивные, стеснительные раскрываются во время проведения занятия, знакомятся со сказочными персонажами, вместе с ними преодолевают трудности, стараются сделать их здоровыми, счастливыми.

Мир поэзии для детей очень разнообразен. Самое первое знакомство малыша с русским поэтическим словом начинается с малых форм устного народного творчества. С той поры, когда появились простые колыбельные, потешки и прибаутки прошли века, но до сих их напевают и проговаривают взрослые, укачивая малыша, умывая его или одевая на прогулку.

Народное слово, настраивает слух ребёнка, даёт ему первое представление о русском языке, связывая его с родными корнями. Засыпая малыш слышит напев колыбельной, а просыпаясь радуется любимой потешке. Ещё не понимая смысл потешки, ребёнок внимательно следит за жестами и мимикой. Ему нравятся интонации, ритм, напевность.

Народная поэзия развлекает и развивает ребёнка, учит понимать несложный сюжет, развивает мелкую моторику, при выполнении движений, ведь всё, о чём говорится в потешках всегда сопровождается действием рук.

Песенка – потешка несёт в себе воспитательное значение. Шутка – прибаутка иронично поругает капризулю, превратит простые движения в увлекательную игру. Послушав взрослого и понаблюдав за его действиями, ребёнок начинает вслед за взрослым воспроизводить знакомые звуки и движения. Очень важно, что -  бы детские стихи, потешки, прибаутки были близки и понятны детям, соответствовали детским интересам и переживаниям.

Дошкольный период – самое благодатное время для воспитания. От нас, взрослых зависит, что узнает, впитает в себя малыш. Хотелось бы в этой статье представить опыт своей работы.

Дети в моей группе -  не говорящие, с тяжёлой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Наш день начинается и заканчивается чтением потешки, небольших стихов, сказок. Дети даже с неустойчивым вниманием очень любят пальчиковые игры; игры – шутки, которыми мы сопровождаем все режимные моменты. Я представляю свою в своём конспекте «Малые формы устного народного творчества вжизни дошкольников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

Педагогические цели:

- развивать эмоциональность и выразительность речи и движений

- учить координировать движения с речью, понимать содержание

- развивать простейшие эмоции: улыбаться, грустить

    - Доброе утро!

Солнышко, солнышко

Загляни в окошко –

Разбуди Серёжку ( др. имя)

Чтоб денёк чуть – чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше;

Чтоб игрушки не скучали

А с Серёжей поиграли

    ***

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птичками поём!

С добрым утром,

С ясным днём!

Вот, так славно мы живём!

Это кто уже проснулся?

Кто так славно потянулся?

Потягушки – потягушечки!

От носочков до макушечки!

(Дети встали с кроваток, оделись).

Водичка, водичка!
Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок!

    ***

Все котятки моют лапки;

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки!

Вот так! Вот так!

А потом они устали!

Вот так! Вот так!

Сладко, сладко засыпали

Вот так! Вот так!

(Зарядка бодрящая)

Мы ручками похлопали! (хлопают)

Мы ножками потопаем (топают)

Мы ручки поднимаем(поднимают)

Мы ручки опускаем (опускают)

Мы ручки подаём (подают друг другу руки, образуя круг)

И бегом бегом! (бегаем по кругу)

 (Во время приёма пищи) –

Это ложка!

Это чашка!

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

   

     ***

Митя сказал:

Да здравствует ложка!

В ложке – картошка,

Петрушки немножко,

И мясо… и крупы…

Морковка…. Укроп…

Но сначала да здравствует суп!

Но сначала да здравствует тот,

Кто варит, парит и жарит! Вот!

Да здравствуют повара! – Ура!

(Приготовление к обеду)

 Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Гостей будем приглашать; «Приходите в эту среду

Будем ждать мы вас к обеду»

Все тарелочки разложим –

Суп, второе и компот –

Кто захочет, тот придёт!

(Одеваемся на прогулку)

Тётка Агашка!

Сшей мне рубашку!

Надо нарядиться –

Едем прокатиться!

   ***

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

    ***

Купим Коле валенки –

Не больши, не маленьки.

А на лето сандалики

Наденем на ножки,

Беги по дорожке!

     ***

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем (имя) одевать!

Шапка, шубка, шарф, штаны

Для прогулки нам нужны.

Вот носки, а вот сапожки

Обуваем (имя) на ножки.

Где мой мальчик?

     ***

Маша варежку надела

Ой куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

«Поглядите ка, нашла»!

Ищешь, ищешь найдёшь

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

Пальчиковые игры можно проводить в любое свободное время. Они просты по содержанию и не требуют подготовки и атрибутики.

  1. «Две сороконожки…»
  2. «летела муха…»
  3. «Весёлая мышка…»

Перед сном:

Ночь пришла, темноту привела

Задремал петушок,

Запел сверчок!

Баю-бай! Засыпай

Вот и люди спят

Вот и звери спят!

Птицы – на веточках

Лися спят на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам

Спят-поспят

Всему миру спать велят!

Спи, дитя, до утра

До утра, до солнышка

Будет пора – мы разбудим тебя!

   ***

 Ходит кот у ворот

Ходит, бродит и поёт

Кто в кроватке лежит?

Кто так поздно не спит?

Сказки сказаны все

Дремлют травы в росе…

Дремлет лес за рекой

И луна за горой!

И ребятам надо спать

А я буду напевать:

Мур-р-р-р! Мур-р-р-р!

Как можно чаще читайте малышам стихи, пойте песни,. Играйте в пальчиковые игры, наполняя жизнь детей музыкой слова!

   

Использованная литература;

1. «Диагностика. Развитие. Коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью.» С-Пб, ЦДК поф.

Баряева 2012

2. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде». Под редакцией проф. Л.Б. Баряевой СПб 2006г

3. «1000 стихов и песенок» О.А.Новиковская  Москва АСТ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Тема самообразования "Загадка как малая форма устного народного творчества"

С помощью загадок мы раскрываем особенности родного языка и его образов, приучаем детей  к острой и живой мысли....

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста.

Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколен...

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

«Развитие речи дошкольников средствами малых форм устного народного творчества»

развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову...

Доклад на педсовет «Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучен...