Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Прокопенко Анна Славеевна

материал для старших дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

детей старшего дошкольного возраста

«Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста».

Необходимо обогащать  словарь:

  1.    названиями частей предметов.

Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.

У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носик, пятка, подошва, каблук). И т. д..

2)    обобщающими понятиями.

Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные,  например: «Назови, какую ты знаешь одежду?»       Назови одним словом.

Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки,… (обувь); стол, кровать, шкаф,… (мебель), яблоко, апельсин, груша,… (фрукты); синица, ворона, голубь,… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка,… (перелетные птицы).

3)    названиями детёнышей животных.

В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (напр.: «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).

Назови детёныша/ детенышей.

У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади (жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок, телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у льва (львенок, львята).

4)    антонимами.

(«Слова - наоборот»)

Скажи наоборот.

Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик.

Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т.д. с другими словами.

Используйте и другие предметы.

5)    названиями профессий.

Назови профессию человека, который:

Стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (уборщица), шьет одежду (портниха, швея), продает товар (продавец), прыгает с парашютом (парашютист), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей (врач), воспитывает детей (воспитатель), учит детей (учительница), 

и т.д. с другими профессиями.

6)    словами со сложной слоговой структурой.

Скажи слово по слогам, прохлопывая ладонями  (прошагивая, стукая подбородком по ладони - сколько раз стукнет – столько и слогов) каждый слог.

Скажи слово полностью.

1. Портфель, черепаха, кукуруза, крокодил, балалайка, радуга, карандаши, барабан, молоток, милиционер, градусник, сумка, банка, сумка, ведро, лампа, рюкзак, фартук, клубок, стакан, медведь, температура, телевизор, аквариум, электричество.

2.Слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, молодой экскурсовод, строгий регулировщик.

3.Лара забрала Рому домой.

Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

На перекрестке стоит регулировщик.

7)    предлогами.

Необходимо следить за окончаниями существительных и ударениями, т.к.  встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со стола» - со стола).

Где лежит ручка? (На столе.)

Откуда я взяла ручку? (Со стола.)

Куда я ее положила? (Под стол.)

Откуда я ее достала? (Из-под стола.)

Куда я ее положила? (За стол.)

Откуда я ее достала? (Из-за стола.)

Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.)

И т. д. с другими предметами.

Нужно учить детей правильно образовывать:

1)     притяжательные прилагательные.

(«Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»)

У кошки чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё ухо? (кошачье ухо). У коровы чья морда? (коровья морда); чей хвост? (коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки чья морда? (собачья морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади чья морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо? (лошадиное ухо). 

2)     относительные прилагательные.

(«Образование слов-признаков от предметов»)

Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (ваза стеклянная);); варежки из шерсти, значит они какие? (варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла бумажная);сок из овощей, значит он какой? (сок овощной); 

3)     слова во множественном числе.

(«Один – много – нет чего?»)

Один лист – когда их много это? (листья) – нет чего? (листьев); один глаз – когда их много это? (глаза) – нет чего? (глаз); одно ухо – когда их много это? (уши) – нет чего? (ушей); одна рука – когда их много это? (руки) – нет чего? (рук); одна нога – когда их много это? (ноги) – нет чего? (ног);один стул – когда их много это? (стулья) – нет чего? (стульев); одно окно – когда их много это? (окна) – нет чего? (окон); одно ведро – когда их много это? (вёдра) – нет чего? (вёдер); один мост – когда их много это? (мосты) – нет чего? (мостов); 

Предложенные задания можно выполнять с использованием картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.

Подготовила:

учитель-логопед

 МБДОУ д/с№ 71

Прокопенко А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

в данной консультации предоставлена информация для родителей по обогащению лекики детей....

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИКИ И  РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры в помощь родителям для полноценного формирования словарного запаса и грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....