Мнемотехника как эффективный механизм в воспитании у детей дошкольного возраста основных этикетных норм и правил.
консультация по развитию речи

Трачук Лилия Миндахировна

Дошкольный возраст – это  возраст  образных  форм  сознания,  и основными средствами,  которыми  ребёнок  овладевает  в  этом  возрасте,  являются  образные  средства:  сенсорные  эталоны,  различные  символы  и знаки,  носящие  образный  характер  (прежде  всего,  это  разного  рода наглядные модели,  схемы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Мнемотехника как эффективный механизм

в воспитании у детей дошкольного возраста основных этикетных норм и правил.

        

        Дошкольный возраст – это  возраст  образных  форм  сознания,  и основными средствами,  которыми  ребёнок  овладевает  в  этом  возрасте,  являются  образные  средства:  сенсорные  эталоны,  различные  символы  и знаки,  носящие  образный  характер  (прежде  всего,  это  разного  рода наглядные модели,  схемы). Так кА я работаю в группе компенсирующей направленности, одно  из  обязательных  условий  эффективности системы  коррекционного  обучения  и  воспитания  детей  дошкольного возраста  с  нарушениями  речи – высокий  уровень  их  речевой  и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с НР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости,   безынициативности,   нерешительности,   стеснительности; порождает  специфические  черты  речевого  поведения –неумение устанавливать  контакт  с  собеседником,  поддерживать  беседу.  В  свою очередь  низкий  уровень  общения  замедляет  темп  развития  речи  и  других психических                                   процессов.

        Слайд 2. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

        В практике своей работы по теме этикет я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др. Но всего вышеперечисленного было недостаточно, чтобы решить проблемы запоминания текстовой информации, развития связной речи  и основных психических процессов. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы может мнемотехника.

        Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Слайд 3. Мнемотехника – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 4. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (Пример привести из слайда), таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Слайд 5. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Слайд 6. Работу начинала с простейших Мнемоквадратов – это графическое или частично графическое изображение предмета, эмоций, персонажей сказок и т. д. Показ примера мнемоквадрата из папки (лэпбука).

Слайд 7. Затем последовательно перешла к Мнемодорожкам – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Показ примера мнемодорожки из папки (лэпбука).

Слайд 8. В итоге работы, стала применять  Мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Слайд 9. Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3.  После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Слайд 10. Показ и проговаривание  мнемотаблицы на стихотворение А.Усачёва «Что такое этикет?»

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, знакомя детей, с этикетными нормами и правилами. Материал по этикету был собран в папку (лэпбук).

Слайд 11. Цель работы по теме этикет:

Формирование культуры поведения и общения детей.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Слайд 12. В дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки. Показ примера пустых мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц из папки (лэпбук).

Слайд 13. Итак,  применение мнемотехники в работе с детьми:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Слайд 14. Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
  • Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.

        Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Слайд 15. Спасибо за внимание!

Мнемотехника как эффективный механизм

в воспитании у детей дошкольного возраста

основных этикетных норм и правил

                                                                                        Подготовил: воспитатель

                                                                                                               Трачук Л.М.

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила.

Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила....

Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методическая рекомендация  по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...

Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила.

Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила.Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правилаБез сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вк...

Консультация для родителей "Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила"

quot;Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила"...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Задачи: 1.    Образовательные: дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, делать выводы.2.    Развивающие: развивать правовое мировоззр...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,...

Консультация для родителей "Правила этикета для детей дошкольного возраста,основные правила и советы".

Этикет — это правила поведения людей в обществе, которые поддерживают представления данного общества о подобающем виде.В современном виде этикет был впервые употреблён при дворе короля Фран...