Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
учебно-методический материал по развитию речи
Материал, помогающий освоить технологию сочинения коротких,шуточных стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_.limeriki.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белочка».
Мастер - класс по теме:
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков».
Подготовила: Михайлова
Лариса Александровна.
Воспитатель МКДОУ
детский сад «Белочка»
Тайшет
2021 год
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все, постоянно приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной и других видах деятельности. Наша задача научить ребенка мыслить, правильно формулировать свои мысли, анализировать, сравнивать. Формирование функциональной грамотности у детей - одна из важнейших задач современного образования.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
И я нашла для себя такую технологию - технологию сочинения лимериков.
Лимерик - это юмористические стихи. Сначала мне показалось, что сложно будет заинтересовать и научить детей сочинительству. Но правильно говорят « не узнаешь, пока не попробуешь». Ещё Марк Шварц заметил: «Писать стихи – не сложно. Главное – это понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение – вы увидите, что писать стихи не так уж сложно».
Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строки в нем рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов рекомендуют начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Я со своими детьми начала работу со старшей группы. Подготовка велась при помощи известных всем игр и творческих заданий: « Доскажи словечко», «Рифма или нет?»,«Чистоговорки»,Найди ошибку» и т.д.
Для большей наглядности распечатала парные картинки ,например: подушка – лягушка, маска – каска, мост – хвост и т.д . Картинки перемешиваются, детям предлагается найти те, которые рифмуются. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей. Или же сама раскладываю картинки по парам, а одну, две пары намеренно путаю. Задача детей найти эти ошибки и исправить.
Перейти ко второму этапу – составление строки очень удобно с дидактической игрой «Круги Луилля». Это 3 круга , разные по диаметру, скреплённые между собой в центре.
1 круг – это персонаж , о котором будет стихотворение.
2 круг - это прилагательное, обозначенное символом
3 круг - сравнительное существительное.
Единственная проблема была при придумывании сюжета лимерика – дети постоянно отвлекались. Куда только не заносила их фантазия. Поэтому нужно было постоянно возвращать их к началу лимерика и пояснять , что строчки должны заканчиваться выбранным словом.
Перед тем как начать сочинять лимерики познакомились с моделью составления.
Жил-был объект (имя объекта и его привязанность к местности. Хотя второе необязательно)
Какой? ( здесь говорим об особенностях объекта)
Что делал? ( какая история с ним приключилась)
С кем общался? ( можно рассказать чем закончилось его приключение)
Вывод
Предлагаю детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (синичка – спичка, ветка - пипетка). Эти слова подставляются в первые 4 строчки. Вместе с детьми сочиняем текст лимерика по модели.
В процессе напоминаю, что рифмовать можно не только название предметов, но и их действие и признаки.
Жила была птичка – синичка
Любила она играть в спички.
Подожгла она как- то ветку
И тушила огонь из пипетки.
Вот какая глупая птичка.
Функциональная грамотность – это способность использовать новые знания, умения, навыки для решения задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Дети определили проблему – Рома показывает язык, как его отучить? О нем получилось такое стихотворение:
Жил был мальчик Рома,
Ростом меньше гнома.
Но Ромин язык был такой большой,
Что сравнить его можно с китайской лапшой.
Вот такой длинный язык у Ромы.
Роме понравилось, что про него сочинили стихотворение, даже выучил его . При этом даже не обиделся. После этого стихотворения Рома перестал показывать ребятам язык.
Постепенно дети втягиваются в процесс и сочиняют лимерики свободной формы по любому поводу. И я стала использовать данную технологию в разных образовательных областях. Например, на прогулке:
Светило солнце свысока,
Его закрыли облака,
Набежали злые тучи.
В группу мы вернемся лучше.
Это значит - будет дождь.
Изначально ребятам было сложно составить даже двустишье, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по количеству строк.
Следующий наш шаг – работа с родителями. Я предложила ребятам научить своих родителей составлять лимерики. Посмотрим, что из этого получится.
Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится. Лимерик тем и хорош, что представляет собой смешную нелепицу. То есть, можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.
А сегодня я предлагаю вам попробовать составить лимерик, пройдя все этапы от парных картинок до составления пятистишья. Например, о нас с вами. Как мы стараемся научиться придумывать лимерики. Для этого нам нужно потренироваться. Итак,
Этап 1: подбери рифму.
- Перед вами кошка. Подберите из предложенных вариантов, рифмы к слову «кошка». /Воспитатели подбирают рифмы к данному слову../
Вы замечательно справились . Теперь усложним задание. Игра « Найди ошибку и исправь». - -- Вам предложены два ряда слов , они разбиты на рифмы, но не все. Здесь есть ошибка. Найдите её.
Вы верно определили ошибку. Молодцы!
- Теперь я предлагаю вам найти парные картинки, которые будут друг для друга рифмой.
- Для того, чтобы выполнить следующее задание нам нужно разделиться. Предлагаю первому ряду придумать слово, к которому второй ряд будет подбирать рифму.
Вот мы и научились на слух подбирать рифмы к словам.
- Теперь пробуем придумать сравнительное предложение с помощью дидактической игры « круги Луилля». Помним схему: персонаж – прилагательное – сравнительное существительное .
Вот и пришло время самого интересного, составления непосредственно лимерика. Вспоминаем схему: 1 строка – персонаж. Чаще всего строка начинается со слов « жил – был..»
2 строка – знакомит нас с особенностями персонажа. Не забываем, что эти две строчки рифмуются.
3 строка – Какая история приключилась с персонажем?
4 строка- Чем закончилось приключение? Помним, что эти две строки тоже рифмуются между собой.
Ну и 5 строка- итог. Чаще всего повторяет первую строку с небольшими изменениями.
Ну, а теперь послушаем, что же у нас получилось? / Зачитываю стихотворение/
А теперь, давайте попробуем придумать лимерик про нас – воспитателей.
Придумываем рифму к слову «воспитатель».
Например: воспитатель – испытатель.
Этап 2: придумывание строчки. Помним, что первая строка должна говорить о ком пойдет речь и о том, откуда этот персонаж.
«На РМО собрались воспитатели…»
Этап 3: подбор рифмованной строчки.
«Всех технологий земных испытатели…»
Этап 4: Что делали?
«над лимериком долго смеялись…»
Этап 5: Что получилось?
«и в настроенье хорошем остались».
Этап 6: Итог.
«Вот такой это чудо - стишок».
Надеюсь, что мой опыт работы будет полезен. Предлагаю вам воспользоваться им , и вы увидите, на сколько это интересно детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
Для воспитателей ДОУ...
Мастер-класс: «Формирование финансовой грамотности детей 6-7 лет посредством дидактической игры»
Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников посредством дидактической игры.Задачи:- познак...
Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...