Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
учебно-методический материал по развитию речи

Михайлова Лариса Александровна

Материал, помогающий освоить  технологию сочинения коротких,шуточных стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_.limeriki.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                 детский сад «Белочка».

        Мастер - класс  по теме:

«Формирование  предпосылок  функциональной  грамотности дошкольников через  использование технологии  сочинения  лимериков».

                                                                     

                                                                                       Подготовила:  Михайлова

                                                                                            Лариса Александровна.

                                                                                       Воспитатель    МКДОУ

                                                                                       детский сад «Белочка»

                                                                  Тайшет  

                                                   2021 год 

         

        Функциональная  грамотность рассматривается, как  способность  использовать все, постоянно  приобретаемые  знания,  умения  и  навыки   для  решения  максимально  широкого  диапазона  жизненных  задач  в  различных  сферах  человеческой  деятельности, общения  и  социальных  отношений.

         Функционально  грамотная  личность – это  человек, ориентирующийся  в мире  и  действующий   в  соответствии  с  общественными  ценностями,  ожиданиями  и  интересами.

          В  современном,  быстро  меняющемся  мире, функциональная  грамотность  становится  одним  из  базовых  факторов, способствующих  активному  участию  людей  в  социальной, культурной  и  других  видах  деятельности. Наша  задача  научить  ребенка  мыслить, правильно  формулировать  свои   мысли,  анализировать, сравнивать. Формирование  функциональной  грамотности  у  детей -  одна  из  важнейших  задач  современного  образования.

          Актуальность  данной  проблемы  стимулирует  постоянный  поиск  новых  идей  и  технологий, позволяющих  оптимизировать  образовательную  деятельность  с  современным   ребёнком.

И я  нашла  для  себя  такую  технологию - технологию  сочинения  лимериков.

           Лимерик  - это  юмористические  стихи. Сначала  мне  показалось, что  сложно  будет  заинтересовать  и  научить  детей   сочинительству. Но  правильно  говорят  « не  узнаешь, пока  не  попробуешь».  Ещё  Марк  Шварц заметил: «Писать стихи – не сложно. Главное – это понять, как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение – вы увидите, что писать стихи не так уж сложно».

          Лимерик является одним из средств развития детского речевого творчества. Как правило, это стихотворение из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Строки в нем рифмуются следующим образом: первая со второй, третья с четвертой, а пятая содержит вывод и может рифмоваться с первой, или не рифмоваться вовсе. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Сочинять лимерики начали в городе Лимерик (Ирландия). Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).

              Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов рекомендуют  начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

         Я  со  своими  детьми  начала  работу  со   старшей  группы. Подготовка  велась  при  помощи  известных  всем  игр  и  творческих  заданий: « Доскажи  словечко», «Рифма  или  нет?»,«Чистоговорки»,Найди ошибку» и т.д.

                Для  большей наглядности  распечатала  парные  картинки ,например: подушка – лягушка, маска – каска, мост – хвост  и т.д . Картинки  перемешиваются, детям предлагается найти те, которые рифмуются. Самое главное – выбрать наиболее удачные варианты и обратить на них внимание детей. Или же  сама  раскладываю картинки  по парам, а одну, две  пары намеренно  путаю. Задача  детей  найти  эти  ошибки  и  исправить.

                Перейти  ко  второму  этапу – составление  строки очень  удобно с дидактической  игрой  «Круги Луилля». Это 3 круга , разные  по  диаметру, скреплённые   между  собой  в  центре.

1 круг – это  персонаж , о  котором  будет  стихотворение.

2  круг -  это   прилагательное,  обозначенное  символом

3  круг  -  сравнительное  существительное.

Единственная  проблема  была  при  придумывании  сюжета  лимерика – дети  постоянно  отвлекались. Куда  только  не  заносила  их  фантазия. Поэтому  нужно  было  постоянно  возвращать  их к  началу  лимерика  и  пояснять , что  строчки  должны  заканчиваться  выбранным   словом.

           Перед  тем  как  начать сочинять  лимерики познакомились  с  моделью  составления.

Жил-был объект  (имя  объекта  и  его  привязанность  к  местности. Хотя  второе  необязательно)

Какой?    ( здесь  говорим  об  особенностях  объекта)

Что делал?  ( какая  история  с  ним  приключилась)

С кем общался? ( можно  рассказать  чем  закончилось  его  приключение)

Вывод

Предлагаю детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (синичка – спичка, ветка - пипетка). Эти слова подставляются в  первые 4 строчки. Вместе с детьми  сочиняем текст лимерика по модели.

В  процессе  напоминаю, что  рифмовать  можно  не  только  название  предметов,  но  и  их  действие  и  признаки.

Жила была птичка – синичка

Любила  она  играть  в  спички.

Подожгла  она  как- то ветку

И тушила огонь  из  пипетки.

Вот  какая  глупая  птичка.

        Функциональная  грамотность – это  способность использовать  новые  знания,  умения, навыки  для  решения  задач  в  различных  сферах  человеческой  деятельности, общения  и  социальных  отношений. Дети  определили  проблему – Рома  показывает  язык, как  его  отучить?   О  нем  получилось  такое  стихотворение:

 Жил был  мальчик  Рома,

Ростом  меньше  гнома.

Но Ромин  язык  был  такой  большой,

Что  сравнить  его  можно  с  китайской  лапшой.

Вот  такой  длинный  язык  у  Ромы.

Роме  понравилось, что  про  него  сочинили  стихотворение, даже  выучил  его . При  этом  даже  не  обиделся. После  этого  стихотворения  Рома  перестал  показывать  ребятам  язык.

          Постепенно  дети  втягиваются  в  процесс  и  сочиняют  лимерики  свободной  формы  по  любому  поводу. И  я  стала  использовать  данную  технологию  в  разных  образовательных  областях. Например,  на  прогулке:

 Светило  солнце  свысока,

Его  закрыли  облака,

Набежали  злые  тучи.

В  группу  мы  вернемся  лучше.

Это  значит - будет  дождь.

           Изначально ребятам было сложно составить даже двустишье, но с каждым разом стихи получаются все интереснее по содержанию и больше по количеству строк.

Следующий  наш  шаг – работа  с  родителями. Я  предложила  ребятам  научить  своих  родителей  составлять  лимерики. Посмотрим, что  из  этого  получится.

           Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится.  Лимерик тем и хорош, что представляет  собой  смешную нелепицу. То есть,  можно говорить любую чепуху и не выглядеть при этом глупо. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.

          А сегодня  я  предлагаю  вам  попробовать  составить  лимерик, пройдя  все  этапы  от  парных  картинок  до  составления  пятистишья. Например,  о  нас  с вами. Как  мы  стараемся  научиться  придумывать  лимерики. Для  этого  нам  нужно потренироваться. Итак,

Этап 1: подбери  рифму.

- Перед  вами  кошка.   Подберите из  предложенных  вариантов, рифмы к слову  «кошка».  /Воспитатели  подбирают  рифмы  к  данному  слову../

Вы  замечательно  справились . Теперь  усложним  задание. Игра  « Найди  ошибку  и  исправь». - -- Вам  предложены  два  ряда  слов , они  разбиты  на  рифмы, но  не  все. Здесь  есть  ошибка. Найдите  её.

Вы  верно  определили  ошибку. Молодцы!

- Теперь   я  предлагаю   вам  найти  парные  картинки, которые  будут  друг  для  друга  рифмой.

- Для  того, чтобы  выполнить  следующее  задание  нам  нужно  разделиться. Предлагаю  первому  ряду  придумать  слово, к  которому  второй  ряд  будет  подбирать  рифму.

Вот  мы  и  научились  на  слух  подбирать  рифмы  к  словам.

- Теперь  пробуем  придумать  сравнительное  предложение с  помощью  дидактической  игры      « круги  Луилля». Помним схему: персонаж – прилагательное – сравнительное  существительное .

Вот и  пришло  время  самого  интересного, составления  непосредственно  лимерика. Вспоминаем  схему:  1 строка – персонаж. Чаще  всего строка  начинается  со  слов  «  жил – был..»

2 строка – знакомит  нас  с  особенностями  персонажа. Не  забываем, что  эти  две  строчки  рифмуются.

3  строка – Какая  история  приключилась  с  персонажем?

4 строка- Чем  закончилось  приключение? Помним, что эти  две  строки  тоже  рифмуются  между  собой.

Ну  и 5  строка-  итог. Чаще  всего  повторяет  первую  строку  с  небольшими  изменениями.

Ну, а  теперь  послушаем, что  же  у  нас  получилось? / Зачитываю  стихотворение/

А  теперь,  давайте  попробуем  придумать  лимерик  про  нас – воспитателей.

Придумываем  рифму  к  слову  «воспитатель».

Например: воспитатель – испытатель.

Этап  2:  придумывание  строчки. Помним, что первая строка  должна  говорить о  ком  пойдет  речь  и о  том,  откуда  этот  персонаж.

«На РМО собрались воспитатели…»

Этап  3: подбор  рифмованной  строчки.

«Всех  технологий  земных   испытатели…»

Этап 4: Что  делали?

«над  лимериком  долго  смеялись…»

Этап 5: Что получилось?

«и в настроенье  хорошем  остались».

Этап 6: Итог.

«Вот  такой   это чудо  - стишок».

Надеюсь, что  мой  опыт  работы  будет    полезен. Предлагаю  вам  воспользоваться  им , и вы увидите,  на  сколько  это  интересно  детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Мастер-класс: «Формирование финансовой грамотности детей 6-7 лет посредством дидактической игры»

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников посредством дидактической игры.Задачи:- познак...

Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».

Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...