Сообщение на педагогическом совете « Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5 – 7 лет»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Макарова Светлана Николаевна

Актуальность. Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида

143980, РФ Московская обл. г. Балашиха, мкр. Керамик, ул. Керамическая д. 23  стр.1 тел. 8(9495)522-21-76

Сообщение

на педагогическом совете

«Использование современных форм организации работы по развитию речи с учётом ФГОС ДО»

« Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5 – 7 лет»

Подготовила:

воспитатель Макарова С.Н.

г. Балашиха

2022г.

Актуальность. Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Цель и задачи кинезиологических упражнений: Развитие общей и мелкой моторики; Развитие памяти, внимания, воображения, мышления; Развитие речи; Устранение дислексии ; Формирование произвольности; Снятие эмоциональной напряженности; Создание положительного эмоционального настроя; Повышение стрессоустойчивости организма; Возможность радостного творческого учения, позитивного личностного роста; Формирование учебных навыков и умений. развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей (головного мозга) и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейтронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах ХХ века как синтез древневосточных учений (медицина, философия) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика) и в то же время существует уже 2000 лет, упражнениями гимнастики мозга пользовались Гиппократ и Аристотель, говорят, что Клеопатра своей молодостью и красотой также была обязана кинезиологии. Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии. - объединяет достижения педагогики; современные исследования мозга; древние восточные знания о теле (традиционная китайская медицина).

Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полушария. Мэрили Зденек

Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности заключается в следующем: Левое полушарие - речь - словесный слух - абстрактное (понятия) - способность к анализу - детализирование - выстраивание алгоритмов - оперирование фактами, деталями, символами - словесное кодирование цветов (специальные и предметно соотнесенные названия) Правое полушарие - интонационная выразительность - образное слуховое восприятие - конкретное (признаки объектов) - целостное - творческие возможности - интуиция - способность к адаптации - жесткие связи: предмет-цвет, цвет-слово - образное мышление

Рекомендации по применению: занятия можно проводить в любое время, ежедневно, без пропусков; занятия проводятся в доброжелательной обстановке; требуется точное выполнение движений и приёмов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; перед интенсивной умственной нагрузкой; продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут до 20 – 35 минут в день; каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании

Подготовительная процедура - ритмирование – самонастройка на любую деятельность. Перед началом ритмирования нужно выпить воды (повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности). Затем приступают к выполнению 3 упражнений: «Кнопки мозга»; «Кросс-кроллы» («Перекрёстные шаги»); «Крюки Деннисона» «Кнопки мозга» - упражнение способствует обогащению мозга кислородом. «Перекрёстные шаги» - одновременно активизируют обширные зоны обоих полушарий мозга, это помогает быстрее включиться в деятельность «Крюки» - направлено на активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария, помогает успокоиться, переключить внимание

         «Кнопки мозга» (выполняют сидя или стоя) 1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив , колени расслаблены. 2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми рёбрами под ключицами слева и справа от грудины. 3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе. 4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

         «Перекрёстные шаги» (выполняют сидя или стоя) Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену левой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснувшись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе. * Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, то, возможно вы делаете упражнение неправильно: либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

 «Крюки» (можно выполнять сидя или стоя) Скрестите лодыжки. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперёд тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твёрдому нёбу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.

Комплекс упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА»

4 группы упражнений ГМ 1 группа: Движения, пересекающие среднюю линию тела; стимулируют работу крупной и тонкой моторики 2 группа: упражнения, растягивающие мышцы тела; снижают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела 3 группа: движения, энерготизирующие тело (основаны на точном знании зон рефлекторного и психологического функционирования тела); обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов 4 группа: позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т.к. влияют на эмоциональную систему мозга; стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, способствуют спокойному, успешному чтению

4 группы упражнений ГМ 1 группа: «Ленивые 8 для глаз», «Ленивые 8 для письма», «Слон», « Энергизатор » 2 группа: «Сова», «Помпа» 3 группа: «Думающий колпак» 4 группа: «Позитивные точки»

Ленивые восьмерки для глаз Ленивые восьмёрки для письма Алфавитные восьмёрки Брюшное дыхание Взгляд на перекрестие Вращение шеей Двойные рисунки Перекрёстные шаги Рокер Слон Энергетизатор Учебные навыки: улучшает учебные навыки чтения (быстрое чтение, выразительное эмоциональное чтение, пересказ), письма, слушания и усвоения информации Другие навыки: данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте, улучшению ориентации в пространстве. Прорабатывают стрессовые зажимы глазных мышц, особенно после работы на компьютере. Снимает усталость и боль в спине, напряжение в мышцах шеи, улучшаются действия, требующие зрительной работы I . Упражнения, пересекающие среднюю линию тела

II . Упражнения, повышающие энергию тела Вода Думательный колпак Кнопки баланса Кнопки земли Кнопки космоса Кнопки мозга Энергетическая зевота Учебные навыки: все учебные навыки улучшаются с приёмом воды; понимающее слушание, письмо, математические вычисления в уме; улучшают запоминание, помогает выделить главное, улучшает навыки слушания и восприятия; развивает организационные навыки, позволяет не терять строчку при чтении; повышает сосредоточенность

III . Упражнения, растягивающие мышцы тела Активизация рук Гравитационное скольжение Заземлитель Помпа Расслабление стоп Сова Учебные навыки : развитие выразительной речи и языковых способностей, правописание, творческое письмо, игра на музыкальных инструментах; понимающее чтение и слушание, творческое письмо, языковые способности Другие навыки: данное упражнение помогает быстро настроиться на выполнение важной работы, улучшается дыхание и контроль над работой крупной и мелкой моторики, точность в манипулировании инструментами, концентрация внимания.

IV . Упражнения, углубляющие позитивное отношение Крюки Деннисона Крюки Кука Позитивные точки Учебные навыки : позволяет лучше воспринимать новую информацию за счёт повышения внимания и развивает устную речь за счёт снятия зажимов, помогает при выполнении контрольных работ; оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. Другое : улучшает координацию, делает дыхание более спокойным, улучшает социальную адаптацию, помогает развитию «я – концепции», придаёт чувство уверенности; позитивно воздействует на долговременную память.

Оптимизация деятельности мозга Гармоничное развитие двухполушарного мышления Развитие интеллектуальных и творческих способностей, в том числе развитие речи Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти Развитие способностей к обучению и усвоению информации Повышение эффективности выполняемых движений в спорте Восстановление работоспособности и продуктивности Снятие стресса, нервного напряжения, усталости Улучшение координации 10. Профилактика выгорания Эффективность гимнастики мозга

В результате выполнения упражнений у детей: - снижается агрессивность; - повышается работоспособность; - меньше проявлений тревоги, паники; - улучшается выполнение заданий; - положительно изменяются коммуникативные связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста».

Одной из главных задач развития речи ребёнка в детском саду является формирование связности речи, умение содержательно, логично рассказывать о каком-то событиии, явлении. Большое значение для развития...

Кинезиологические упражнения для развития речи детей 5-7 лет

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ...

Сообщение на педагогическом совете «Методы и приемы развития грамматической правильной речи в процессе учебной деятельности и индивидуальной работы».

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правилоб изменении с...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его акт...

Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»

Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В буклете для родителей собраны кинезеологические игры и упражнения для развития речи детей. Кратко и полно описано для чего и как их выполнять с детьми....