Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мерзликина Наталья Викторовна

Конспект занятия на первую квалификационную категорию "Путешествие в страну устного народного творчества" в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением  деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 101»

г. Оренбурга

Конспект занятия

по развитию речи

Тема: «Путешествие в страну Устного  народного творчества»

Образовательная область «Речевое развитие»

 Группа общеразвивающей направленности                   для детей   6-7 лет.

(Аттестация на первую квалификационную категорию)

Воспитатель: Мерзликина

Наталья

Викторовна

2019 год.

Организационная информация

Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие.

2.

Вид деятельности детей

- речевая;

- игровая;

- коммуникативная;

- художественно – эстетическая

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в страну Устного народного творчества».

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- беседа с детьми, разъяснение;

- создание ситуации выбора;

- речевая деятельность;

- постановка проблемы;

- обсуждение;

- наблюдение;

- поощрение.

3.

Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

4.

Возрастная группа

6-7 лет.

5.

Цель:

- совершенствовать умение детей связному и последовательному пересказу теста   с опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.                  

 - систематизировать и углублять представление детей  об устном народном творчестве его видах (потешка, загадка, сказка, народная песня).

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

 -учить детей целенаправленно воспринимать текст (с опорой на наглядность);

-закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

-активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

6.2

Развивающие:

-развивать фонематический слух, словесно - логическое мышление, фантазию;

-развивать умение интонационно работать с речью;

- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение.

6.3

Воспитательные:                                                                                            -воспитывать интерес к речевой деятельности;

-развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение слушать ответ товарища;

-формировать навык самоконтроля и самооценки;

-воспитывать желание помочь младшим друзьям

7.

Планируемые результаты:

-умеет определять название литературного произведения (сказка) по графическим схемам;

-умеет находить и составлять иллюстрированные картинки  к литературному произведению;

- способен пересказать текст, используя сложноподчинённые предложения

- проявляет интерес к использованию графических схем для рассказывания,

- способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь,

- охотно участвует в коллективной деятельности,

- свободно общается со сверстниками и взрослыми.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

- аудиозапись;

- технические средства компьютер;

- картинки с потешками;                                                  

- ширма;

- картинки с изображением народных музыкальных инструментов;

- мольберт;

- картинки с изображением ответов на загадки;

- цветные карандаши;

- клей – карандаш, клеёнки, салфетки;

- фломастеры;

- мнемосхемы к сказкам;

-разрезные картинки с изображением иллюстраций к сказкам;

- буклеты для изготовления книжек – малышек;

- коробка с деревянными ложками

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

-рассматривание   иллюстраций к литературным произведениям;

- беседа «Мои любимые сказки»;

- составление графических схем к сказкам и рассказам;

- разучивание потешек, пословиц, поговорок;

- проведение вечеров загадок;

- разучивание народных песен

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

В: Ребята, сегодня на мой телефон, прищло голосовое сообщение, а адресовано оно именно вам ребята!

В: Вам, интересно от кого оно и о чём в нем говорится?  

Д: Да, интересно!                                                                  

В: Тогда давайте скорее его прослушаем!!!                         «Здравствуйте дорогие ребята! К вам обращаемся, мы воспитатели младшей группы. Дело в том, что наши дети очень любят сказки, стихи, загадки. Но мы в своей группе перечитали все книги. Помогите, нам пожалуйста!»

Звучит аудиозапись

 

1.2

Целевая установка (с по мощью педагога дети формируют цель своей дея -тельности или принимают цель педагога)

В: Так вот это от кого письмо! Что нам делать?

Д: Надо помочь воспитателям и детям младшей группы. Да! Конечно, поможем!                                                                          

1.3

Мотивирование к деятельности детей

В: Как же нам помочь ребята?

Д: Можно купить книги малышам.

В: Но, как же мы купим книги? Денег у нас нет.

Д: Можно подарить наши книги детям.

В: Как вы думаете, наши книги разве будут интересны малышам?

Д: Я думаю, что да.

Д: А я думаю, что нет.

В: Почему вы решили, что наши книги будут интересны маленьким детям?

Д: Потому, что они красочные  и красивые.

В: Почему Кира ты решила, что наши книги будут неинтересны для малышей?

Д: Потому, что они для взрослых детей.

В: Правильно.  Как мы можем помочь воспитателям младшей группы?

Д: Можно сделать книжки – малышки для детей.

В: Молодцы, вы очень здорово придумали, как помочь. Но скажу вам по секрету книжки – малышки спрятаны в стране устного народного творчества. Хотите попасть в эту страну?

Д: Да! Хотим.

В: Тогда давайте произнесём волшебные слова:

Пальчиковая гимнастика

Начинаем колдовать

Дверь замочком  открывать

Хоть замочек очень крепкий

Удивительный и цепкий

Мы его покрутим

Потом три раза дунем

Покачаем раз, два, три

Дверь замочек отвори.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Соединяют пальцы  рук в замок.

Дуют на руки 3 раза.

Покачивают руками 3 раза.

Разводят руки в стороны.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В: Вот мы и попали в страну Устного народного творчества. Ребята, как вы думаете, почему устное народное творчество так называется?

Д: Потому, что его придумал народ, передается из уст в уста.

В: Молодцы. А что относится к устному народному творчеству?

Д: Сказки, потешки, загадки, народные игры, народные песенки, пословицы, поговорки.

В: Молодцы. Посмотрите! Корзинка, а в корзинке маленькие книжки – малышки. Давайте мы их возьмём в руки и хорошо рассмотрим. Ой ребята, а книжки совсем не оформлены. Что нам делать?

Д: Самим украсить страницы.

В: Правильно, давайте посмотрим какая первая страница.

Что это за звуки?

Д: Это детский смех.

В: Действительно это смеются дети, а как можно рассмешить ребёнка в стране устного народного творчества?

Д: Можно прочитать ему потешки.

В: А что такое потешка?

Д: Это смешное стихотворение или песенка.
В: Правильно. Посмотрите на мольберте прикреплены  потешки,  возьмите себе по одной картинке. Кто может прочитать потешку, написанную у него на карточке?

Д: Кот на печку пошёл

Горшок каши нашёл

На печи калачи

Как огнь горячи

Пряники пекутся

В лапки  не даются.

В: Хорошо. Кто ещё прочитает потешку?

Д: Пошёл котик на торжок

Купил котик пирожок

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу

Да и Бореньке снесу.

В: Молодцы. Чтобы оформить первую страницу нам надо пройти к столам, на которых разложены клеёнки и расставлены фломастеры и клей. Как при помощи клея и фломастеров можно сделать страницу красочной?

Д: Можно наклеить картинки с потешками и подписать страницу.

В: Правильно. Можете приступать к работе.

В: Вот  первая страница нашей книги  готова.

В: Посмотрите, на доске какой – то знак вопроса. Как вы, думаете почему он на доске?

Д: Нам надо что – то отгадать или ответить на вопросы.

В: Правильно. Обратите внимание на доске находятся картинки, для того, чтобы их получить  надо отгадать загадки. Хотите посмотреть, что нарисовано на картинках?

Д: Да хотим.

В: Тогда отгадываем загадки, но давайте договоримся, отгадывать будем по очереди у нас 10 картинок и вас тоже 10, для того, чтобы наши книжки у нас получились надо отгадать загадки каждому ребёнку.

Загадка №1

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород

Вот друг друга держат крепко

Потянули…Вот и

(Репка)

Загадка №2

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам,  и съеден …

(Колобок)

Загадка №3

Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая  сестра

Всё равно его нашла.

Помогли ей печка,

Яблонька и речка.

(Гуси – лебеди)

Загадка №4

Она по ягоды пошла,

Да на домик набрела

Дом под старою сосной,

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски

Да спасли…пирожки.

(Маша и медведь)

Загадка №5

Жизнь её не весела

На болоте век жила

Но Иванушка пришёл

Со стрелой её нашел.

(Царевна – лягушка)

Загадка №6

Парень по воду пошёл,

В проруби её нашёл.

Чудеса теперь кругом:

Вёдра поскакали в дом.

Берегите братцы ноги:

Печка едет по дороге!

(По щучьему веленью)

Загадка №7

В этой сказке все отлично

Дед и баба и яичко

Очень рады дед и баба

Что у них есть

(Курочка Ряба)

Загадка №8

Из снега, снега белого

Дочку себе сделали.

А весна – красна пришла

Дочка и растаяла

(Снегурочка)

Загадка №9

Жила в лесу зверей семья

Однажды девочка пришла

Очень возмутились звери,

Что в их доме спали, ели

Назовите поскорей

Этих сказочных зверей.

(Три медведя)

Загадка №10

Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

 В: Молодцы! Все загадки вы отгадали, а теперь опять пройдём к столам и оформим страницу с загадками. Как мы можем её оформить?

Д: Можем наклеить картинки с отгадками.

В: Посмотрите, в названии страницы не все буквы заштрихованы, что мы можем сделать с вами?

Д: Заштриховать  букву.

В: Какую букву заштриховала Аня?

Аня: Я заштриховала букву З.

В: Молодец, какую букву заштриховал Занир?

Занир: Я заштриховал букву А.

В: Правильно. Молодцы. Послушайте, что это за звуки?

Д: Это музыка.

В: Правильно.  Это народная музыка. А при помощи каких, инструментов может возникнуть народная  музыка?

Д: Музыка возникает при помощи народных инструментов.

В: Правильно! Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть на народных инструментах - ложках.

Хоровод «Танец с ложками»

В: Скажите,  пожалуйста, а мы можем оформить музыкальную страничку?

Д: Да можем нарисовать музыкальные народные инструменты.

В: Правильно. Какие народные музыкальные инструменты можем нарисовать?

Д: Можем нарисовать балалайку, дудочку, колокольчик, гармошку.

В: Молодцы.  Для выполнения этого задания разделимся на две команды девочек и мальчиков. Мальчики пусть нарисуют дудочку, а девочки колокольчик и сравним,  кто аккуратнее и красивее нарисует.

В: Вот и готова,  третья страница нашей книги. Послушайте, какая красивая музыка.

Как вы думаете, откуда она?

Д: Это музыка из сказки.

В: Как вы догадались, что это музыка из сказки?

Д: Она сказочная, волшебная, чарующая.

В: Дети вы любите сказки?

Д: Да, очень!

В: Я их тоже люблю. Где то  спряталась  сказка, давайте её поищем.

«Зрительная гимнастика»

Смотрят глазки вправо, влево

Смотрят глазки вверх, вниз

Что увидел хитрый глазик

И куда мы добрались.

В: Дети, посмотрите какая замечательная ширма, как вы думаете сказки могут спрятаться за ней?

Д: Да могут.

В: Хотите посмотреть?

Д: Да очень хотим.

В: Что это как вы думаете?

Д: Это схема к сказке.

В: Ребята, кто, угадает какая сказка спряталась в данной схеме?

Д: В этой схеме спряталась сказка «Снегурочка».

В: Молодцы правильно отгадали. А рассказывать сказки вы умеете?

Д: Да умеем.

В: Я, предлагаю вам рассказать сказку, но не просто рассказать, а использовать схему сказки.

В: Эту сказку вы хорошо знаете. Кто главный герой этой сказки?

Д: Главный герой сказки – Снегурочка.

В: Кто слепил Снегурочку?

Д: Снегурочку слепили старик и старуха.

В: Правильно. Почему Снегурочка загрустила, когда наступила весна.

Д: Потому, что Снегурочку слепили из снега.

В: Что произошло со Снегурочкой?

Д: Снегурочка растаяла и превратилась в облако.

В: Правильно! Вот мы вспомнили сказку, а теперь я попрошу вас, её рассказать, используя схему сказки. Но давайте договоримся, сказку вы будете рассказывать по очереди, один ребёнок начинает, следующий продолжает и так далее, поэтому слушаем внимательно и следим за сюжетом сказки. Кто первый начнёт?

В: Вы молодцы! Замечательно рассказали сказки. Скажите, а мы можем поместить сказки в нашу книгу?

Д: Да можем, потому, что у сказки бывают авторские и народные.

В: Почему народные сказки называются народными?

Д: Потому, что их придумал народ.

В: Почему авторские сказки называются авторскими?

Д: Потому, что эти сказки придумал автор.

В: Молодцы. Нам осталось оформить последнюю страницу наших книжек. Но ребята, как вы думаете, малышам будут понятны схемы для сказок?

Д: Нет, не понятны.

В: Что же нам делать? При помощи чего мы можем украсить страницу  сказок.

Д: При помощи иллюстраций.

В: Правильно. Для выполнения этого задания нам необходимо разделиться на пары. На столах лежат схемы сказок и иллюстрации к сказкам, изображённых на схемах,  разрезанные на части. Чтобы оформить страницу я вам предлагаю взять одну схему на двоих и из разрезных картинок составить иллюстрации к сказке, изображённой на схеме, приклеить иллюстрацию в книжку на страничку для сказок.

В: Какая сказка спряталась в схеме у Аделины и Тимофея?

Д: У нас сказка «Заюшкина избушка».

В: Хорошо! А какая сказка у Евы и Киры?

Д: У нас сказка «Гуси - лебеди».

В: Отлично! Теперь назовите свою сказку Женя и Аня?

Д: У нас сказка «Три медведя».

В: Замечательно. Очень хорошие иллюстрации к сказкам у вас получились. Вы молодцы сегодня замечательно потрудились и оформили

Прекрасные книжки для малышей.

 

        

 

Воспитатель обращает внимание детей на корзинку, спрятанную под салфетку.

Дети подписывают название страницы в книжке – малышке.

Воспитатель обращает внимание детей на доску.

Педагог загадывает загадки детям. Ребёнок, отгадавший загадку снимает картинку с изображением отгадки с доски.

Дети проходят за столы и наклеивают картинки с отгадками  на страницу в книжку.

Воспитатель предлагает детям заштриховать букву в названии страницы.

Музыкальное сопровождение динамической паузы.

Дети рисуют музыкальные инструменты.

Музыкальное сопровождение

(звучит сказочная музыка)

Воспитатель обращает внимание на ширму.

Дети по очереди рассказывают сказку.

Дети составляют иллюстрации к сказкам и наклеивают их в книжечку.

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

     Рефлексивно-оценочный этап                                     В: А теперь посмотрите у нас на обложке в правом нижнем углу осталось место. Так как мы сегодня были настоящими художниками – иллюстраторами и оформляли книги, я вам предлагаю подписать свои книжки, чтобы малыши знали, чью книгу они будут читать  или рассматривать.

В: Положите, пожалуйста ваши книжечки в корзинку. А теперь,  пора возвращаться назад в детский сад:

Тук, тук, тук

Тук, тук, тук

Наши ушки  слышат стук

К возвращению готовы?

В сад отправимся мы снова.

В: Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами сегодня побывали?

Д: Мы были в стране устного народного творчества.

В:  Вам было интересно во время нашего путешествия?

Д: Да интересно.

В: А что вам больше всего запомнилось?

Д: Нам запомнилось, как мы читали потешки.

Д: Мне запомнились загадки.

Д: Мне запомнились составление иллюстраций из картинок.

 В: Хорошо, а какие задания у вас вызвали затруднения?

Д: Рассказ сказки по схеме.

В: Молодцы вы показали очень хорошие знания. Совершили очень добрый поступок -  помогли младшим друзьям. А сейчас я предлагаю вам отнести наши книжки – малышки в младшую группу.

Звучит музыка,  обобщение занятия.

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Предложен конспект занятия для младшей группы по развитию речиЦель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать у...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки"

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.Задачи:- Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.- Раз...

План-конспект занятий по развитию речи в младшей группе "Устное народное творчество"

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе."Устное народное творчество"

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...