Игры по развитию речи старший возраст
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Петровна Жаворонок

Картотека игр по развитию речи для детей старшего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_rechi_starshiy_vozrast.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Словесный волейбол

Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.

Укрась слово

К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.

Скажи наоборот (Антонимы)

Бросаем мячик и говорим «холод». Ребенок должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

Я знаю

В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь»

Я иду в поход и беру с собой

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

Где я был?

• Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

— Где я была? (На мо ре.)

Предлагаем:

— А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много вол ков или много бабочек. Глав ное в этой игре — не отгадывание, а загадывание.

Почта (Русская народная игра)

•  Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани (любой город).

— А что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, ква кают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.).

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим.

Кузовок (Русская народная игра)

• Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования.

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:        Вот тебе кузовок,

               Клади в него то, что на -ок.,

               Обмолвишься - отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с ударным окончанием на -ок, например: «Я положу в кузовок клубок (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, саха рок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. п.). Слова повторяться не должны. Если кто-то ошибется, то кладет в корзинку залог.

По окончании игры разыгрываются залоги: корзинку накры вают платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог вынется, что тому де лать?» Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, на пример попрыгать по комнате на одной ножке или  загадку загадать, песенку спеть.

Отгадай кличку

• Подбирать слова для характеристики игрушечных персо нажей.

В гости к детям приходят игрушки, например, лисенок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает:

- Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик? Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисен ка подсказывает: «Меня зовут…», выбирает наиболее интересную кличку.

Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку для щенка.

Щенок и лисенок предлагают детям загадки. Как зовут их друга-гнома (белочку, зайчика и т.д.), который всего стесняется? Который любит спать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту?

Это правда или нет?

•Находить неточности в тексте стихотворения.

Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?», предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

     

Теплая весна сейчас,                        Поздней осенью медведь

Виноград созрел у нас.                        Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу.                        А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу                        «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ—это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.

Какое слово заблудилось?

•Подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.

Забодал меня котел, На него я очень зол.

Придумай сказку

•Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

I вариант

Взрослый выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники»:

Плакала Снегурочка,                        Там, где шла и плакала,

зиму провожая,                                трогая березы,

Шла за ней печальная,                        Выросли подснежники —  

всем в лесу чужая.                        Снегурочкины слезы.

Обращается к детям: «Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».

II вариант

Взрослый говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, кото рую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцующие снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если захотите, може те потом нарисовать свою сказку».

III вариант

Взрослый предлагает: «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте рас скажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов».

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно пред ложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Загадка

•Выделять признаки предметов, придумывать загадки, ис пользуя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Отгадай сказку

•Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

 Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

На что похоже?

• Подбирать сравнения для наиболее точного описания пред мета.

Взрослый договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т. п. со сходными и известными всем предметами). Считалкой выбирается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.

.

Ошибка

• Знакомиться с образными выражениями, находить смысло вые неточности, ошибки.

Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился состав лять предложения. Читают предложения, которые придумал Не знайка, задают вопросы:

— «Маша целыми днями не покладая рук лежала в посте ли». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?

— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать пра вильно?

— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?

— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша по брел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно ска зать?

Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. 
     Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. 
    Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Остальные дети должны отгадать о каком животном идет речь.

Отвечай быстро!

     Водящий вытягивает картинку с изображением предмета и называет три прилагательных, обозначающие его характерные признаки - цвет, вкус, размер, форму и т.п. Остальные дети должны быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) 
высокий, прочный, кирпичный ... (дом) 
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) 
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

    Кто отгадает первым становится водящим.

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Назови слово

Местоимения. Взрослый бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно – солнышко, они – цветы, мы – дети.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (увеличивающее-устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище). 
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос… 
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…, 
в) погода, пианино, число, фабрика… .

Для чего нужен?

Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

§   для прикрепления бумаги к доске;

§   можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

§   сдать в металлолом;

§   провести маленький круг (окружность);

§   положить на стол и т. д.

Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ...

«Какой?», «Какая?», «Какие?»

Уточнение связи прилагательных с существительными. Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ...

Игры на подбор слов

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?»; «Что делает?», «Что делают?»; «Какой?», «Какая?», «Какие?». По определенной лексической теме. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Отгадай слово

Выбирают водящего. Он загадывает слово и называет первый слог. Дети подбирают слова пока не отгадают нужное слово. Отгадавший загадывает следующий.

 Голуби – синицы

Игра на внимание, кто больше заметит ошибок в стихотворении.

Прилетели птицы:                        Прилетели птицы:

Голуби, синицы,                                Голуби, синицы,

Голуби, синицы,                                Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...                        Лебеди, куницы,

Аисты, вороны,                                Чибисы, чижи,

Галки, макароны,                        Галки и стрижи,

Сойки и ужи.                                Чайки и моржи.

Прилетели птицы:                        Прилетели птицы:

Голуби, синицы,                                Голуби, синицы,

Голуби, синицы,                                Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,                        Палки и стрижи,

Утки, гуси, совы,                        Бабочки, чижи,

Майки и орланы.                                Аисты, кукушки,

Ласточки, коровы,                        Даже совы – сплюшки,

Цапли, соловьи,                                Лебеди и утки -

Окуни и воробьи.                        И спасибо шутке!

Волшебные прыгалки

Дети строятся в две шеренги. Ребенок, исполняющий роль ведущего, произносит какое-нибудь слово, а двое, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и сделать вперед столько же прыжков, сколько слогов в слове. Воспитатель и остальные дети – жюри. Они отмечают правильность выполняемых действий. Если кто-то из детей неправильно отпрыгал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки. Чтобы игра протекала живо, без пауз, на роль ведущих выбирают наиболее смекалистых детей или заранее договариваются с ними, какие слова они будут называть. Ведущих меняют через каждые два – три слова.

ХОД ИГРЫ.

Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены зимние пейзажи. Просим детей подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя.

Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

Игра «Что делать? Что делают?»

МАТЕРИАЛ: фанты-снежинки, иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображенными на них зимними пейзажами. Педагог предлагает подобрать к предложенным существительным слова-действия, отвечающие на вопрос «Что делать? Что делают?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель. Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

Игра «Кто? Что? »

Игра «Что из чего?»

ХОД ИГРЫ.

Педагог сообщает детям, что предметы одежды и обуви изготавливают из разного материала. В зависимости, из какого материала изготовлен предмет, можно назвать «Какой он?». Каждый ребенок получает картинку с изображением одежды и обуви. Педагог называет предмет, а ребенок, отыскав у себя такой предмет, называет, из чего он изготовлен. Если ребенок правильно нашел у себя картинку и назвал материал, из которого изготовлен предмет, то переворачивает картинку изображением вниз. Например: меховая шуба - из меха; шерстяные брюки - из шерсти; шерстяной свитер - из шерсти; кожаные сапоги - из кожи; меховая шапка - из меха; шерстяная шапка - из шерсти ...

Грамматический строй речи.

Игра «Что из чего? Какой? Какая?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние игры на развитие речи старших дошкольников"

Влияние игры на развитие связной речи старших дошкольников, как привлечь детей к игровой деятельности....

Развитие речи (старший возраст)

Подбор занятий по развитию речи для старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для развития речи младший возраст

 Дидактические игр для развития речи подразделяются на три вида: - игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);- настольные печатные игры;- словесные игры....

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Развитие одаренности детей с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное   значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться...