Проект "ОБУЧАЛОЧКА"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжова Ирина Владимировна

Педагогический проект "Обучалочка". Подготовка к обучению грамоте - один из самых сложных видов занятий в дошкольном возрасте.
Педагогический проект "Обучалочка. Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте" разработан совместно с учителем - логопедом в подготовительной к школе группе для повышения мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Педагогический проект

 «Обучалочка»

по теме «Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте»

Разработано: учитель-логопед Токарева О.Г.

                               воспитатель    Рыжова И.В.

2015 – 2016 учебный год


«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  дети подготовительной к школе группы №1,учитель-логопед, воспитатель и родители воспитанников.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: учебный год

АКТУАЛЬНОСТЬ. В последние годы современной жизни среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте. В первых классах у детей возникают трудности в овладении русским языком. И будущему школьнику необходим багаж знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в школе.

Современная школа требует от детей, поступающих в 1-й класс, определённой суммы знаний и умений, а также способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации педагогического проекта в подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте с помощью творческого, игрового приёма подачи учебного материала.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как повысить эффективность усвоения программного материала?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.

ГИПОТЕЗА:

Если занятия по подготовке к обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

ЗАДАЧИ:

  • Разработать и создать игротеку по подготовке к обучению грамоте
  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения

ПРИНЦИПЫ:

  • Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний)
  • Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
  • Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
  • Принцип последовательности, доступности, систематичности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  дети запомнят написание печатных букв, научатся соотносить букву с соответствующим звуком, смогут самостоятельно из звуков и букв собирать слова и прочитывать их, определять на слух заданный звук, развить фонематический слух.

МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ

Реализация данного проекта возможна в подготовительной к школе группе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и занимающимися на логопункте, а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
  • Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
  • Выполнение заданий в вечернее время
  • Разработка и создание дидактических игр при участии детей и их родителей
  • Проведение консультаций для родителей
  • Проведение мастер-классов и практикумов при участии родителей
  • Посещение родителями занятий по обучению грамоте

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки проведения

  • Изучение методической литературы, интернет ресурсов.
  • Анализ актуальности выбранной темы: наблюдение за детьми, выявление пожеланий родителей
  • Разработка инструментария к проведению мониторинга речевого развития
  • Проведение мониторинга речевого развития детей
  • Подведение итогов и анализ результатов обследования
  • Составление плана реализации проекта

сентябрь

  1. Основной этап

Мероприятия

Сроки проведения

  • Показ учителем-логопедом мини-занятия «Путешествие в страну Звуков» на родительском собрании

сентябрь

  • Подгрупповые занятия с учителем-логопедом (дети логопункта)

Сентябрь – январь: 1 раз в неделю (вторник)

Февраль – май: 2 раза в неделю (вторник, четверг)

  • Подгрупповые занятия с воспитателем (все дети)

Сентябрь – май: 1 раз в неделю

  • Индивидуальные занятия с детьми, не усвоившими материал (учитель-логопед и воспитатель во вторую половину дня)

В течение учебного года

  • Консультирование воспитателя учителем-логопедом по подбору материала к занятию

1 раз в неделю (среда) в течение учебного года

  • Анкетирование родителей «Ваше отношение к речевому развитию детей в ДОУ» и анализ результатов

октябрь

  • Создание уголка будущего первоклассника

октябрь

  • Насыщение предметно-развивающей среды играми, пособиями и раздаточным материалом по подготовке к обучению грамоте

на протяжении реализации проекта

  • Стендовая консультация для родителей «О развитии фонематического слуха у дошкольников»

октябрь

  • Изготовление раздаточного материала для занятий по подготовке к обучению грамоте: звуковые линейки, цветные кружки, буквы

октябрь

  • «Учим буквы – это просто!» - игра-практикум для детей при участии родителей

ноябрь

  • Консультация для родителей «Как правильно учить читать»

ноябрь

  • Создание дидактической игры «Найди и сосчитай»

ноябрь

  • Формирование игротеки по подготовке к обучению грамоте в группе и в логопедическом кабинете

декабрь

  • Открытый показ учителем-логопедом занятия по подготовке к обучению грамоте в группе со всеми детьми для воспитателя

декабрь

  • Стендовая консультация «Грамотеи»

декабрь

  • Создание дидактической игры «Разрезные буквы»

декабрь

  • Открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Й»

январь

  • Создание дидактической игры «Цветочки в горшочке»

январь

  • Разработка и изготовление комплексного дидактического пособия «Грамотейка» (содержит игры «Шифровка», «Угадайка» - ребусы, «Окошки» - тренажер для чтения слогов, «Собери букву» и др.)

январь - февраль

  • Изготовление пособия «Алфавит» с привлечением детей и их родителей

Февраль-март

  • Конкурс детского творчества «Моя любимая буква» при участии родителей

март

  • Консультация для родителей «Почему не дается грамота?»

март

  • Создание банка индивидуальных дифференцированных заданий для занятий с детьми в разное время

март - апрель

  • Итоговая игра – занятие КВН «К школе готовы?» для детей при участии родителей

апрель

  • Анкетирование родителей и анализ результатов

апрель

  1. Заключительный этап

Планируемые мероприятия

Сроки проведения

  • Мониторинг речевого развития детей
  • Подведение итогов работы
  • Отчет по проекту на итоговом педсовете
  • Фотоколлаж – презентация фотографий по проекту на выпускном вечере

май

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Обведение по контуру ,штриховка ,написание букв по точкам, в воздухе ,на ладошке ,на манке ,выкладывание букв из спичек ,палочек ,круп, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате обучения практически все дети знают печатные буквы, соотносят образ буквы со звуками, различают гласные и согласные, а также  классифицируют согласные  звуки по твердости – мягкости и звонкости – глухости. Все дети определяют наличие и место звука в слове, большинство из них безошибочно составляют звуковую схему слова, могут сделать его слоговой анализ и выполняют задания на синтез слова. Практически все дети овладели слоговым чтением и правильным пониманием прочитанного,  умением отвечать на вопросы по содержанию текста. Они могут выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски. Это подтверждается анализом результатов мониторинга на начало и конец обучения.

ВЫВОД

При  использовании специально созданных и подобранных дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, а, следовательно, запоминание стало осознанным и уровень развития фонематических процессов более высоким.

В результате реализации проекта дети получили более высокий уровень готовности к обучению грамоте в школе.

Приложение

Краткое описание и анализ мероприятий проекта

Мини – занятие учителя – логопеда «Путешествие в страну Звуков»

Цель: развитие фонематического восприятия

Задачи: 

  1. Познакомить детей с понятием «звук»
  2. Развивать фонематический слух и слуховое внимание
  3. Учить различать неречевые звуки
  4. Развивать фонематическое восприятие: учить различать речевые звуки по интонации, тембру, высоте
  5. Познакомить с понятием «слово», упражняться в различении длинных и коротких слов.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, компьютерная игра «Угадай-ка», ножницы, бумага, колокольчик, греча и горох в закрытых контейнерах, раздаточные полоски красного (короткие) и зеленого (длинные) цветов.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Это занятие было показано на родительском собрании. Оно является вводным в серии занятий по подготовке к обучению грамоте в рамках проекта. Вся обучающая система  разработана с парциальным использованием программы Т.Р. Кисловой  «По дороге к Азбуке».

На данном занятии дети познакомились с героями – игрушками, с которыми они будут  путешествовать в страну Азбуку  на протяжении всего обучения. Воспитанники и их родители познакомились с главным правилом: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.

Дети с удовольствием «ездили на паровозике», учились слышать и различать речевые и неречевые звуки и «измеряли» длинные и короткие слова.

Анкетирование родителей

«Ваше отношение к речевому развитию детей в ДОУ»

Анкетирование родителей воспитанников показало, что они все считают необходимым начинать подготовку детей к обучению грамоте еще в детском саду, так как это необходимо для успешного обучения в школе. Большинство из них занимаются с детьми дома, но хотели бы получать консультации от педагогов детского сада. Все родители хотят, чтобы с их ребенком проводились квалифицированные занятия в дошкольном учреждении.

Анкета для родителей подготовительной группы

«Ваше отношение к речевому развитию в детском саду»

  1. Считаете ли Вы необходимым начинать подготовку детей к обучению грамоте еще на этапе посещения детского сада? _______________________________________________________________
  2. Для чего, по Вашему мнению, в детском саду ведется данная работа?

_________________________________________________________________________Интересуется ли Ваш ребенок буквами? (Умеет ли читать) ___________________________________

  1. Делится ли Ваш ребенок своими успехами и достижениями, а так же затруднениями, возникающими на занятиях по обучению грамоте и развитию речи? __________________________
  2. Какое оборудование и дидактический материал имеется у вас дома?__________________________

_______________________________________________________________________

  1. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребенком?____________________________________
  2. Занимается ли Ваш ребенок один, без взрослых? ___________________________________________
  3. Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни?______________________

_______________________________________________________________________

  1. Устраивает ли Вас работа учреждения по подготовке детей к обучению грамоте и развитию речи? _______________________________________________________________________
  2. Какие трудности в речевом развитии вы испытываете? ______________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Какая помощь и информация по данной проблеме Вас интересует? ___________________________

_______________________________________________________________________

Игра – практикум для детей при участии родителей

«Учим буквы – это просто!»

Цель мероприятия: повысить эффективность процесса запоминания букв у детей.

Задачи:

  1. Практически показать детям и родителям разнообразные приемы запоминания букв
  2. Обучить детей и родителей создавать буквы из подручных материалов с целью более эффективного их запоминания.
  3.  Показать разнообразные виды занятий с ребенком в домашних условиях
  4. Познакомить родителей  с основными правилами обучения чтению.
  5. Привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточные карточки с заданиями на узнавание графического образа букв для детей (узнай и дорисуй, найди и назови, найди и сосчитай, какие буквы спрятались и т.д.), манка, кофе, фасоль, греча, ракушки, камушки, салфетки, пластилин, фломастеры, карандаши, бумага.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Мероприятие прошло в очень благоприятной обстановке, чувствовалась заинтересованность и положительный эмоциональный отклик родителей. Дети с увлечением создавали изученные буквы из подручных материалов. Не менее увлечены были и их родители.

Особый интерес вызвали у родителей задания на знание графического образа буквы и правила обучению чтению.

Открытый показ учителем-логопедом занятия

Учитель-логопед показала одно из занятий серии «По дороге к Азбуке» в группе. Цель мероприятия: познакомить воспитателя с разнообразием игр и заданий для дальнейшего использования в работе, а также с методами и приемами подачи материала. Оно было направлено на повышение эффективности усвоения материала детьми и выработке единых требований к выполнению заданий воспитанниками.

Открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте

«Звук и буква Й»

Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Й

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

При планировании этого занятия преследовалась цель – познакомить родителей воспитанников с принципами работы по подготовке к обучению грамоте детей в детском саду. Эта цель была озвучена родителям перед занятием и предложено впоследствии обсудить его и задать интересующие вопросы. Также родителям предлагалось написать краткий отзыв о занятии.

Дети с удовольствием путешествовали с Ежиком, Лисенком и Мудрой совой, выполняя знакомые и новые задания, познакомились с новой буквой.

Они были рады показать родителям, чему уже научились и как они занимаются в детском саду.

Занятие нашло положительный эмоциональный отклик у детей и их родителей.

Конкурс детского творчества «Моя любимая буква»

Цель мероприятия: повышение мотивации к занятиям по подготовке к обучению грамоте 

Задачи:

  1. Закрепление графического образа букв
  2. Развитие творческих способностей детей
  3. Привлечение родителей к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми
  4. Развитие художественно - эстетического вкуса, мелкой моторики рук

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

О начале конкурса в группе родители узнали из красочного объявления. Далее педагогами были проведены консультации с обзором разнообразия изготовления букв из различных материалов.

Многие дети и их родители приняли участие в этом конкурсе. Работы получились интересными и трудоемкими. Победители были награждены дипломами и призами.

Итоговая игра-занятие для детей при участии родителей

КВН «К школе готовы!»

Цель: обобщить знания детей, полученные в течение года, привлекая к сотрудничеству родителей.

Задачи: Обучающие:

  1. Закреплять фонематические процессы у детей, графические образы букв, упражнять в составлении букв из элементов.
  2. Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ и синтез слова, составлять слово из первых звуков названий картинок, подбирать к слову звуковую схему, составлять слова из данных букв.
  3. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь детей, слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  2. Продолжать учить координировать речь с движениями.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в команде и доводить дело до конца.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Игра была запланирована с целью определения уровня знаний, полученных детьми на занятиях в рамках проекта. КВН проходил в форме интеллектуальных соревнований 3 команд. Дети в игровой форме состязались в выполнении сложных заданий, в основу которых были положены игровые приемы, проработанные на занятиях. В зале царила веселая, азартная атмосфера и командный дух. Дети изо всех сил старались правильно и быстро пройти испытания и не подвести команду. Одни родители, в составе членов жюри, беспристрастно оценивали выполнение заданий, в то время как другие – болельщики – активно болели за своих детей. Ребята справились со всеми заданиями и показали высокий уровень подготовки. Родители были очень довольны успехами детей.

Все участники были награждены медалями и призами.