О логоритмике в детском саду
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Белокурова Лидия Юрьевна

Здоровьесберегающие технологии логоритмики для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st-ya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний который необходимо им усвоить. Правильная и грамотная речь это ─ одно из основных условий успешного обучения ребенка, ведь посредством речи совершаются основные мыслительные операции и с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно а главное вовремя?

Опираясь на Стандарт дошкольного образования приоритетным направлением в нашей работе должны быть: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, поэтому использовать здоровьесберегающие технологии должны не только педагоги, но и узкие специалисты..

Поэтому в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

 1. Артикуляционная гимнастика.

Является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

2. Дыхательная гимнастика.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы - физминутки и логоритмика проводятся в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание, память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минуты способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

4. Развитие мелкой моторики.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного и психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

В процессе выполнения упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно- практическая деятельность.

Я использую множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажные мячики, крупные бигуди, прищепки, счетные палочки, игрушки эспандеры, бусы, шестигранные карандаши, шишки, орехи, сухие бассейны  и т.д.

5. Зрительная гимнастика.

Обязательным компонентом работы с детьми логопатами, является зрительная гимнастика, которая проводиться несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства. Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

           6. Логоритмика – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

           7. Массаж. Самомассаж

 В комплексной  системе коррекционной работы логопедический массаж необходим. При системном проведении массажа  усиливаются рефлекторные  связи коры  головного мозга  с мышцами и сосудами. На занятиях мы используем :

-масскаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж языковой маскулатуры ( при необходимости).

 Цель логопедического массажа является стимуляция кинестетических ощущений мышечного тонуса данных мышц.

           Таким образом, в результате использования  приёмов здоровьесберегающих технологий  у детей  оптимизируется  процесс коррекции речи, поддерживается и укрепляется здоровье, повышается эмоциональный тонус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в детском саду.

Консультация для воспитателей...

Логоритмика в детском саду

Почему логоритмика? Причины, которые побудили меня работать в этом направлении....

Презентация "Логоритмика в детском саду"

Теоретические аспекты логоритмики в ДОУ, как средства коррекционной работы с детьми с ОНР....

Логоритмика в детском саду

Материалы для воспитателей, инструкторов,музыкальных работников...

Логоритмика в детском саду

Конспект для родителей...

Логоритмика в детском саду. Статья.

Статья на портал: Детские сады тюменской области....

Кружок по логоритмики в детском саду.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по логоритмики в ДОУ....