Воспитатель года -2023
консультация по развитию речи (старшая группа)

Адывар Айлана Радионовна

работы конкурса ВГ-2023

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дамырак»

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Рисование»

Тема «Снеговик»

Подготовила воспитатель: Адывар А. Р.

с. Кызыл-Мажалык 2023 год

Образовательные области: Художественно – эстетическое творчество

Возрастная группа: старшая

Интеграция видов деятельности: Познавательное, речевое развитие, физическое развитие

Формы образовательной деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей

Форма организации: групповая

Вид детской деятельности: Интегрированное занятие

Учебно-методический комплекс: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

Тема: «Снеговик».

Цель: Познакомить детей с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке четкие контуры предмета, передавать ее колорит. Развитие речи, памяти, мышления, воображения. Обогащение словарного запаса слов.

Задачи

Образовательные:  Совершенствовать технику граттаж.

Воспитательные: Воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра, желание помочь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, зрительно – моторную координацию.

Оборудование: белый лист бумаги, восковые мелки, гуашь черная, кисточки, непроливайки с водой, простой карандаш, салфетки.

Методы и приемы: наблюдение, словесные методы, беседа.

Словарная работа: граттаж, техника.

Предварительная работа: Разучивание слов и движений физкультминутки.

Планируемый результат: Овладение нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                     Ход непосредственной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, день сегодня необычный! К нам пришли гости – давайте поздороваемся и улыбнемся им!

«Собрались все дети в круг»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Входят в зал, здороваются с гостями. Выполняют движения согласно по тексту

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Скажите, какое сейчас время года?  Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода? Каким стало солнце, небо?

Когда в наши края приходит зима, когда снег покрывает землю пушистым, белым ковром все взрослые и дети, весело проводят время, они строят из снега горки, катаются на санках и лепят весёлых, смешных снеговиков.

Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге, встретила его. А про кого именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ...

(снеговик)

Снеговик был один и совсем грустный. Мне стало его так жалко, что вокруг него нет друзей, с кем можно было бы поиграть, повеселиться.

А как вы думаете, чем мы можем помочь снеговику?

Давайте ему поможем, но мы не будем их лепить, а нарисуем нетрадиционным методом – граттаж.

Время года зима

Зима длится 3 месяца

Декабрь, январь, февраль

На улице стало холодно, все покрылось белым снегом. Небо серо-голубое, солнце светит мало

Отгадывают загадку

Слепить рядом с ним много снеговиков-друзей.

3 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектированиерешенийпроблемнойситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Граттаж – это древняя техника нанесения рисунка методом выцарапывания. Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или на листе бумаги, картона покрытой тонким слоем воска и туши или черной гуаши с жидким мылом. Особой популярностью пользовались работы М. В, Добужинского, а также литовского графика Д. К. Тарабильдене, который проиллюстрировал в этой технике книгу «Сто народных баллад». Для процарапывания изображений и штрихов можно использовать любой острый предмет подходящего диаметра. Традиционно для этого применяют гусиные перья, не заправленные перьевые ручки, деревянные палочки. Суть техники заключается в следующем – на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки. Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков.

Способы подготовки листа для рисунка Граттаж.

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Самое главное для новой картины — это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться.

Внимательно слушают рассказ

4 мин.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

А мы будем выполнять технику граттаж  с разноцветными восковыми мелками и гуашью.  Белый лист закрашиваем разноцветными восковыми мелками.   Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения  цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной  или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок. У нас в этом случае, будем рисовать снеговика. Какой формы снеговик?

Внимательно слушают и следят за работой воспитателя

Большой круг, затем круг поменьше, потом маленький круг.

3 мин.

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Я вам уже подготовила фон нашего рисунка. Белый лист бумаги закрасила разноцветными восковыми мелками. А вы закрасите этот фон  черной гуашью. После того как она подсохнет, будем рисовать наш рисунок.

А пока наш лист сохнет, давайте выполним физминутку.

Физкультминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

         И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Помощь воспитателя затрудняющим детям в выполнении задания.

Выполнение работы самостоятельно

7 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Молодцы, наш снеговик очень обрадуется при виде ваших снеговиков. Теперь у него есть с кем поиграть.

1 мин.

7.

Рефлексия

С какой техникой рисования мы сегодня познакомились? Интересно ли вам было так рисовать? Молодцы ребята, что помогли снеговику не грустить и нарисовали ему друзей.

1 мин.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района РТ

Консультация для родителей «Вашему ребенку 6 лет»

с. Кызыл-Мажалык – 2022

Консультация для родителей.

Уважаемые родители! Вашему ребёнку исполнилось 6 лет. Через год дошкольник пойдёт в школу.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. 
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но, не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими людьми, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района РТ

Консультация для родителей «Вместе игры веселее»

с. Кызыл-Мажалык – 2022

Консультация для родителей «Вместе весело играть»

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть.

Однако игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать с партнерами (сверстниками или взрослыми) определенные взаимоотношения; в играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игра влияет не только на развитие личности ребенка в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.

Среди огромного разнообразия игр особое место занимают подвижные игры. Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т. д. и потому являются самым и универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Заниматься с ребенком следует регулярно, систематически. Для здоровья малыша полезно организовать двигательную деятельность утром, через 20-25 минут после завтрака, или в другое удобное время, соблюдая рекомендации врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

В играх между родителями и малышом возникает дружба, взаимопонимание. Важно только на все последующие годы сохранить такие отношения. Они предотвратят многие неприятности и беды.

Предлагаем вам несколько подвижных игр:

«Веселая веревочка»

Два человека (это могут быть мама и папа) держат натянутую веревку или скакалку на высоте. Ребенок спокойно проходит под ней. Следующий проход: веревка опускается ниже, уже приходится наклоняться, чтобы не задеть. Потом еще ниже, и еще... С каждым разом ребенок вынужден все больше наклоняться, пока, наконец, не придется проползти под веревкой. Но вот уже и проползти невозможно, приходится перепрыгивать!

«Ловкач»

В эту игру можно играть по-разному.

- пройти по краю ковра (или по протянутой на полу веревке, скакалке), словно по «краю пропасти», раскинув руки в стороны.

- в руки ребенка даем любой предмет и говорим, что надо «перенести хрустальную вазу».

- дайте ребенку книгу, пусть попробует пройти по комнате, держа книгу на голове.

«Волшебный шар»

Пусть ребенок попробует донести надутый воздушный шарик из одного конца комнаты в другой, не дотрагиваясь до него ни кистями рук, ни ступнями ног. Как? Можно дуть, подталкивать шарик коленками или локтями, подбивать головой или толкать животом. Можно даже «донести» шарик на спине — это задание очень веселое, особенно если соревноваться.

«Забей гол»

Несколько вариантов игры, когда надо забить гол воздушным шариком, передвигая его по полу. Ворота придумываются из подручных средств: две игрушки, между которыми надо «провести» шарик, или пара стульев, или диван и кресло.

- загнать шарик в ворота ракеткой от бадминтона или настольного тенниса. А если ракетки нет, можно использовать вместо нее лопатку для жарки, кусок плотного картона, сложенный в несколько раз газетный лист или даже ненужную брошюру, например, глянцевый рекламный буклет.

- забиваем гол «колбаской» (воздушный шарик вытянутой узкой формы).

- усиленно дуя, передвигаем «мяч» к воротам. Скорее всего, игроку придется действовать не стоя, а на коленках.

-загоняем шарик в ворота воздухом, причем касаться шарика нельзя веером (сложить лист бумаги гармошкой)

- можно придумать свои варианты «клюшки», тогда игра каждый раз будет новой.

«Кенгуру»

Допрыгать до финиша с воздушным шариком, зажатым между коленок. Кто потерял шарик по дороге, начинает сначала.

«Пингвин»

Шарик зажимается между щиколоток. Прыгать так совершенно невозможно, поэтому медленно переставляем ноги и переваливаемся, как пингвины.

Задача: удержать шарик и добраться до финиша.

«Шариковый волейбол»

Обычно играют командами, но можно устроить «тренировку» дома, с одним ребенком. «Волейбольную сетку» делают из веревки, натянутой посередине комнаты, или из стульев, повернутых к малышу спинками. Сам шарик надо немного наполнить водой, он станет тяжелее.

«Веселый танец»

Игра на ловкость, понадобятся два игрока. Каждому привязывается к лодыжке левой ноги воздушный шарик. Задание: правой ногой «лопнуть» чужой шарик, но сохранить свой.

Радость, которую вы доставите своему ребенку,

играя с ним, станет и вашей радостью,

а проведенные вместе приятные минуты

помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района РТ

Беседа

«Режим дня вашего ребенка»

с. Кызыл-Мажалык – 2022

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа – просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения – активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие – ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе – мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы – время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм – аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм – ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм – аута снова повторите свою просьбу.

Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше.

Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой – конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.

Вы уже поняли формулу успешного воспитания?

Не читать нотации, а создавать ситуации, наталкивающие на правильные ответы. Это долгая, кропотливая работа, но зато обретенный таким образом опыт станет победой вашего ребенка!

Опыт, доставшийся путем больших усилий, хранится с особой заботой.

Когда собственного опыта ребенку не хватает (а его, как правило, и не может хватать, то выводы делаются с использованием информации, почерпнутой из сказок, фильмов, замечаний товарищей. И если вам, родителям, везет, то с учетом и ваших объяснений.

Вот тут – то вы и можете вмешаться.

Хорошо приучить ребенка к твердым родительским формулировкам, которые хоть и выглядят немного примитивно для взрослого ума, но очень помогают ребенку контролировать себя в условиях понятного ему образа жизни.

Умение терпеть – одна из добродетелей взрослого человека.

Возьмите на заметку.

Как часто вы говорите детям:

- Я сейчас занят (а…

- Посмотри, что ты натворил!

- Как всегда не правильно!

- Когда же ты научишься!

- Сколько раз тебе можно повторять!

- Ты сведешь меня с ума!

- Что бы ты без меня делал!

- Вечно ты во все лезешь!

- Уйди от меня!

- Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Что бы ни случилось, наш дом – наша крепость.

- Расскажи мне, что с тобой…

Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Поэтому без понимания потребностей ребенка, родители не в состоянии дать то, что ему необходимо.

Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи:

- уважение

- доверие

- безопасность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района РТ

Консультация для родителей

«Как правильно общаться с ребенком»

с. Кызыл-Мажалык – 2022

7 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕНИЯ

ПРАВИЛО 1. Безусловная любовь и принятие своего ребенка.

Суть данного правила заключается в том, чтобы любить и принимать ребенка просто так, просто за то, что он есть, а не за то, что он умный, красивый, сделал так, как сказали родители и т.д. Потребность в любви и принадлежности, т.е. нужности кому-то, является одной из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение является необходимым условием нормального развития ребенка.

Оказывайте ребенку безусловные знаки любви:

  • говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший;
  • приветливо смотрите на ребенка;
  • ласково и нежно обнимайте ребенка (4-12 раз за день);
  • чаще говорите: «Я рада тебя видеть», «Я люблю тебя», «Мне нравится, когда мы вместе…» и т.д.

Такие знаки безусловной любви и принятия питают ребенка эмоционально, помогают психологически развиваться.

ПРАВИЛО 2. Признание права ребенка на самостоятельность и ошибки (даже если ребенку 1 год).

Важно не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством родители сообщают ребенку: «С тобой все в порядке! Ты справишься!».

Важно убрать критику ребенка и принимать его с его ошибками, не идеальным выполнением чего бы то ни было. Разные дети по-разному реагируют на родительскую критику (на родительское «не так»): одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще ничего делать!». Все эти реакции показывают, что дети не принимают такой стиль общения с ними.

Любые замечания необходимо делать ребенку с особой осторожностью. Во-первых, не стоит указывать на каждую ошибку. Во-вторых, ошибку лучше обсудить в спокойной обстановке, отложив на потом, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, погружен в выполнение задания и т.п. В-третьих, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения и на фоне любви.      

Важно помнить, что ребенок учиться только на своих ошибках.

Если ребенок что-то делает, просто ВКЛЮЧИТЕСЬ в процесс и будьте с ним (расспросите о том, что он делает, что хочет сделать, что чувствует и пр.). Важно проявить интерес к ребенку и к тому, что он делает.

ПРАВИЛО 3. Сотрудничество с ребенком в выполнении каких-либо дел – «Давай вместе!»

Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием. Но если ребенок столкнулся со сложностями, с которыми не может сам справиться, то тогда позиция невмешательства может принести вред. Если ребенку трудно, и он готов принять помощь родителя, обязательно необходимо ему помочь. Очень хорошо начать со слов «Давай вместе!». Эти слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Ребенку важно чувствовать участие родителей в его жизни, в деятельности (играх, учебе и пр.).

ПРАВИЛО 4. Дружелюбный, теплый, наполненный любовью тон общения (обращения к ребенку).

Часто причина непослушания ребенка, –его нежелание выполнять просьбы родителей, лежит в плоскости его отрицательных переживаний. Это может быть и проблема самого ребенка (например, что-то болит и т.п.). Но чаще негативные переживания возникают во взаимоотношениях родитель – ребенок. Важно обращаться к ребенку дружелюбным, теплым, наполненным любовью тоном. Такой тон – самое главное условие успеха. И если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, если он отказывается от вашей помощи, важно остановиться и прислушаться как вы общаетесь с ребенком. Как только в совместной деятельности появляются «руководящие указания» (возьми, поставь, отнеси, принеси, держи так….), прекращается сотрудничество и вся совместная деятельность.

ПРАВИЛО 5. Общение на равных.

Вместе выполнять какую-либо деятельность – значит на равных. Не следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чувствительны к такой позиции, и вся их сущность протестует против этого. Они сразу начинают сопротивляться. Родителям сохранять позицию на равных часто достаточно не просто. Важно проявить изобретательность. Занятия можно проводить в форме игр, включать элементы соревновательности, картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции, использовать поощрения (наклейки и пр.) и т.д. Подобные средства («внешние средства» по Л.С. Выготскому) – это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно. Начиная пользоваться подобными средствами самостоятельно, ребенок оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самостоятельно.

Например, вам необходимо, чтобы ваш ребенок научился одеваться самостоятельно. Можно сделать список-инструкцию, где обозначить вещи, которые следует одевать. Если ребенок еще мал, но уже учиться одеваться самостоятельно, то можно сделать «список» в виде картинок (футболка, шорты, носки…). Если ребенок уже умеет читать, то можно прописать словами название вещей и дополнить их иллюстрациями. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

ПРАВИЛО 6. Активное слушание.

Основным языком общения ребенка, особенно до 7 лет, являются эмоции. Причины трудностей ребенка, его «проблемного» поведения часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего послушать ребенка (слушать и слышать). Существует практический способ общения с ребенком – «помогающее слушание» или, говоря научным языком, «активное слушание». Активное слушание можно использовать с того времени, когда ребенок стал говорить и может рассказать, что случилось. В случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно (физически и психологически), стыдно, страшно, когда он устал, когда с ним обошлись несправедливо или грубо, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы видите (чувствуете, знаете) его переживания (или состояние). Важно показать, что вы «слышите» ребенка. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать (озвучить) ребенку его чувства или переживания. То есть, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Например, мальчик 3-х лет подбегает к маме и говорит: «Он отнял мою машинку!». Маме в этот момент важно дать ребенку обратную связь: «Ты очень огорчен и рассержен на него». Или дочь приходит со школы, бросает на пол сумку и сердито говорит: «Больше я не пойду в эту школу!». Мама или отец могут сказать своей дочери: «Ты больше не хочешь ходить в школу». И здесь очень важно сделать паузу, выждать. Как правило, дети сами начинают рассказывать то, что случилось и вызвало у них такие эмоции. Здесь родителю важно применить «помогающее слушание» (активное слушание).

Когда же родители дают советы ребенку в трудной для него ситуации, а тем более критикуют, то они оставляют ребенка наедине с его переживаниями и как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается во внимание, не учитывается. И, напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Существуют 4 важных дополнительных правила по способу активного слушания:

1) Контакт с ребенком:

— обязательно повернитесь лицом к ребенку;

— посмотрите ему в глаза (важно, чтобы глаза ребенка и родителя находились на одном уровне);

— обнимите / приобнимите ребенка (если ребенок не против);

— если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; если ребенок взрослый, можно просто сесть рядом с ним.

2) Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например, сын пришел с тренировки и говорит: «Не буду больше общаться с этим тренером!». Родителю важно сказать: «Ты на него обиделся!». Неправильные реплики родителей в этой ситуации: «А что случилось?», «Ты что, на него обиделся?». Первая фраза родителя более удачна, т.к. она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребенка; что он слышит и принимает огорчение ребенка. Во втором же случае, фразы воспринимаются как допрос родителей; ребенок чувствует, что родитель вовсе не с ним. На самом деле, это, как правило, совсем не так. И родитель, задавая вопрос, может сочувствовать ребенку. Однако дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Казалось бы, разница между утвердительными и вопросительными предложениями очень незначительная, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

3) Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой реплики родителей лучше помолчать. Пауза позволяет ребенку лучше разобраться в своих переживаниях и одновременно полнее почувствовать, что родитель рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка, возможно он что-то добавит. Узнать о  том, что ребенок еще не готов услышать реплику родителя можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на родителя, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в ребенке происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4) В ответах родителю важно повторить, что, как он понял, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Конечно, бывает так, что родитель не совсем точно угадал случившееся событие или чувство ребенка. Однако, если он использует активное слушание, то ребенок его обязательно поправит. Важно, чтобы родитель был внимателен к поправкам ребенка и показал, что он ее принял.

ПРАВИЛО 7. «Я-сообщение».

Если ребенок вызывает своим поведением сильные отрицательные переживания у родителей, важно сообщить ему об этом. Чувства, особенно если они отрицательные нельзя держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, пытаться сохранять спокойствие при сильном волнении. Обмануть такими усилиями никого не возможно: ни себя, ни своего ребенка, который «читает» по позе, жестам, интонации, выражению лица и глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 80-90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время подавленное чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.

О своих чувствах важно говорить ребенку. Важно это делать грамотно: когда родители говорят ребенку о своих чувствах, важно говорить о СЕБЕ, о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении. Например, «Меня очень утомляет громкая музыка», «Я не люблю, когда дети ходят грязными», «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает», «Я люблю, когда у нас дома чистота и порядок. Для меня это важно». Эти предложения содержат личные местоимения: «я», «мне», «меня». Поэтому высказывания подобного рода психологи называют «Я-сообщениями». Эти сообщения можно назвать безличными. Они просто констатируют ситуацию. Например, «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками», «Меня раздражает, когда дети хнычут», «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже», «Мне трудно разговаривать по телефону, когда меня прерывают».

Когда родители используют «Ты-сообщение» («Ты не мог бы играть потише?!», «Ты мне мешаешь, когда ползаешь под ногами», «Когда ты уберешь у себя в комнате!?»), то в ответ на них ребенок защищается, обижается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением»:

  • Оно позволяет родителям выражать свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.    
  • «Я-сообщение» дает детям ближе узнать своих родителей, их чувства, переживания, отношение к жизни, определенным явлениям. Оно учит быть честным перед самим собой и детьми.
  • Когда родители открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: родители им доверяют, и им тоже можно доверять.
  • Дети очень быстро усваивают манеру общения родителей. Это касается и «Я-сообщения». И родителям становится гораздо легче узнавать о чувствах и потребностях своих детей.
  • Высказывая свое чувство без приказа или выговора, родители оставляют за детьми возможность самим принять решение. И именно тогда дети начинают учитывать желания и переживания родителей.

Основная задача описанных методов – УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Они не являются полной гарантией того, что используя их родитель сразу же получит нужный ему результат. Например, ребенок сразу же выучит уроки, наденет шарф и пр. Конечно, бывает и так, что ребенок делает сразу то, что ему сказали. Но чаще всего отношения надо еще наладить. А на это нужно время. Ребенок должен еще поверить, что родители его понимают, что их стиль общения с ним меняется в лучшую сторону.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района РТ

Развитие связной речи у старших дошкольников посредством

сюжетно-ролевых игр

https://nogayga-push-kolosok16.edumsko.ru/uploads/9000/30573/persona/articles/.thumbs/iCXXOAIG1.jpg?1494226339

Разработчик:

Адывар Айлана Радионовна

2023 г.

Введение

«Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И. Чернышёв.

Развитие связной речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование связной речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов.

 В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он хочет сказать. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. Она в свою очередь во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки детей, исправляют их, давая правильный образец.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. О.С. Ушакова и Н.Г. Смольникова в своих исследованиях отмечают, что «…своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи».

Основные виды деятельности дошкольника – игра и общение, следовательно,  благодаря использованию словесных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр в образовательной деятельности в детских дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребёнка.

Воспитатели понимают, что необходимо развивать связную речь дошкольников, но недостаточно используют для этого сюжетно-ролевые игры. Степень изученности проблемы сюжетно-ролевой игры для дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, А.П. Усова. Исследованиями, направленными на изучение теории ролевой творческой игры занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская и другие авторы. Хочется отметить работу Л.А. Венгера. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребёнка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе.  «…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л.С. Выготский).

Однако вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи старших дошкольников в работах данных исследователей изучен недостаточно.

Актуальность: в наше время дети все чаще пользуются гаджетами, смартфонами, играют в игры в телефонах, что мешает развитию речи, живому общению.

Проблема: какова роль сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи старших дошкольников.

 Объект: процесс развития связной речи у старших дошкольников.

 Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи.

 Цель: составить и апробировать комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

 Задачи: 

               1.   Изучить теоретические основы формирования связной речи у старших дошкольников.     

               2.   Определить значение и виды сюжетно-ролевых игр

          3.  Изучить роль сюжетно-ролевой игры в формирования связной речи.

              4. Провести наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста.

               5.   Подобрать сюжетно-ролевые игры и составить план  по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

Значимость и актуальность нашей темы отражена в ФГОС ДО пункт 2.6. Структурная единица - «речевое развитие, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; …»

 Новизна работы заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

 База реализации: старшая  группа МБДОУ детского сада «Дамырак»

Паспорт проекта

База реализации проекта

МБДОУ детский сад «Дамырак»

Цель проекта

   Составить и апробировать комплекс мероприятий, который направлен на развитие связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевых игр. 

Задачи проекта

1.   Изучить теоретические основы формирования связной речи у старших дошкольников.     

2.   Определить значение и виды сюжетно-ролевых игр

3. Изучить роль сюжетно-ролевой игры в формирования связной речи.

4.   Провести наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста.

5.  Подобрать сюжетно-ролевые игры и  составить план  по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

Адресная направленность проекта (участники проекта)

Дети старшего дошкольного возраста

Форма педагогического проектирования

  Перспективное планирование по развитию связной  речи у детей старшего  дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию сюжетных игр в ДОУ

Содержание проекта 

      Нами было проведено наблюдение за процессом игры детей старшего дошкольного возраста. Иногда в  возникших спонтанно, по собственной инициативе детей играх, иногда в организованных с помощью воспитателя сюжетно-ролевых играх.  У нескольких детей наблюдается наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Дети делают отдельные высказывания, задают вопросы по поводу выполняемых действий, но предложения построены не правильно, дети не комментируют свои действия; у  большинства детей имеется наличие ролевой речи, периодически появляется переход на прямое обращение, плохо выражают свои мысли и  чувства; у малой части детей группы наблюдается развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Ребенок в ходе игры рассказывает о предполагаемых действиях, стремится к общению с детьми, предложения построены правильно, может выражать свои мысли и чувства, является инициатором игр. 

        Таким образом, чтобы повысить показатели развития связной речи у старших дошкольников нами был составлен план по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

 Перспективное планирование по развитию связной  речи посредством сюжетно-ролевых игр  у детей старшего  дошкольного возраста.

  1. Подготовительный этап.

        На подготовительном этапе основная цель – установление эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Для этого мы используем несложные по своему сюжету игры. Они помогут преодолеть трудности, которые вполне закономерно могут возникнуть в процессе общения с детьми, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе.

  1. Основной этап.

         Цель основного этапа заключается в том, чтобы сформировать у детей связную диалогическую речь и выработать коммуникативно-речевую активность детей.

  1. Заключительный этап.

         На заключительном этапе мы используем такие виды сюжетно-ролевых игр, которые помогают закрепить ранее приобретенные умения и навыки и способствовать дальнейшему развитию связной речи. Эти игры предполагают активного включения в работу.

        Ознакомиться непосредственно с целями и ходом представленных на данных этапах  игр можно в Приложении.

 Методические рекомендации по использованию сюжетных игр в ДОУ

          Как показывает практика, воспитатели старших групп главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

            Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Для этого необходимо следовать некоторым рекомендациям.

            1.  Сюжетно-ролевая игра будет формировать связную речь только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. В каникулярное время играть можно как в утренние часы, так и в вечерние. В остальное время желательно играть в сюжетно-ролевые игры во второй половине дня, проводя подготовительную работу (прогулки, экскурсии, чтение соответствующей литературы и т.д.) в первой половине дня.

          2. Развивающая предметно-пространственная среда.

          Чтобы все ролевые игры по определённому сюжету давали необходимый эффект, в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда с учётом потребностей детей как в самоутверждении, так и в творчестве. Она разнообразна, изменчива, динамична и представляет собой большое поле для деятельности. Сюжетно-ролевые игры в старшем возрасте предполагают отказ от стационарных игровых зон, так как они сковывают инициативу детей предложением готовых сюжетов. Например, в больнице может быть столовая, а рядом с больницей магазин.

          3. Подготовительная работа.

          Перед началом игры проводится тематическая экскурсия, преследующая познакомить ребёнка подробнее с деятельностью того заведения, тема которого будет затронута в игре.

          После экскурсии проводится беседа, во время которой обобщаются полученные знания. Можно поиграть в мини-игры, которые наметят план будущей ролевой игры, почитать стихи, рассказы, соответствующие теме, подготовить необходимые атрибуты.

        4. По ходу действия следить, чтобы сюжет развивался правильно, по желанию детей вводить дополнительные роли, советовать новые повороты событий, сглаживать возникающие конфликты. Воспитатель может принять участие в игре, выбрав себе какую-либо роль. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями.

         Воспитателю нужно учить дошкольников разворачивать сюжет игры в речевом плане, объяснять свой замысел, понимать других людей, придумывать многотемные сюжеты и события, изменять замысел соответственно предложениям других участников.

Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Воспитатель года-2023»

материал для педагогов дошкольных учреждений...

Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"

Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"https://cloud.mail.ru/stock/bEBssZGTf5SjRkUGxFE3MEX6...

Воспитатель года - 2023

В настоящее время, в период  модернизации российского образования, педагогам необходим постоянный профессиональный рост. Одним из важных условий профессионального развития  является участие ...

Информационная карта участника конкурса "Воспитатель года - 2023" Кощеева Е.А.

Информационная карта содержит информацию об участнике профессионального конкурса "воспитатель года - 2023", Кощеевой Елене Александровне...

ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2023»

Предлагаю вашему вниманию интернет портфолио воспитателя детского сада. Для чего оно нужно? В настоящее время большую значимость приобретают электронные портфолио, которые позволяют показать дост...

Визитная карточка воспитателя на конкурс "Воспитатель года-2023"

Визитная карточка педагога на конкурс «Воспитатель года – 2023»ПредставляетКазакова Марина ВладимировнаВоспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»Педаго...