Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя группа)

Худойбердиева Гульнара Жалаушевна

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Опыт работы

«Развитие речи

дошкольников посредством

театрализованной деятельности»

Работу выполнила:

Воспитатель - Худойбердиева Г.Ж.

Тюмень,2020

Содержание

Введение

Актуальность опыта

Цель, задачи опыта

Взаимодействие с родителями

Результативность опыта

Заключение. Перспектива развития опыта

Список использованных источников

Приложение

Введение

Речь – величайшее богатство, данное человеку.

и её, как и любое богатство, можно либо

приумножить, либо незаметно растерять.

К.Д. Ушинский

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

     Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.  

     Чтобы речь ребенка эффективно обогащалась и приобретала выразительность, нужно использовать все доступные способы. Успешным методом является развитие речи детей через театрализованную деятельность.            

     Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.   Дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

   Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Актуальность опыта

     Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.  Набрав новую группу, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала:

«Развитие речи детей  дошкольного возраста посредством  театрализованной деятельности».

     К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

     Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что одного занятия в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность,

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

   Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

   В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.  

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы.

     Из этого следует, что ведущая идея данного опыта заключается в следующем: театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Цель, задачи опыта

     Исходя из актуальности и ведущей идеи мной была поставлена цель:

развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

     1.  Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

   2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового

опыта, речевой активности ребенка.

   3. Разработать календарно-тематическое планирование по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для младшей и средней группы детей дошкольного возраста (см. приложение 1).

     Поставленные задачи решались в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием различных видов театрализованной деятельности.

Описание сути опыта

     Свою образовательную деятельность я разделила на три этапа:

  1. Подготовительный этап

     Знакомство с теоретическими знаниями о театрализованной деятельности в детском саду, изучение литературы, программы ДОУ, отбор материала.

  1. Основной этап

     Введение в воспитательно-образовательную работу с детьми театрализованных игр.

  1. Заключительный этап

     Подведение итогов. Пополнение пособий по теме, оформление результатов работы по теме самообразования.

     

     На подготовительном этапе я внимательно изучила литературу по выбранной мною теме. Изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы.

     Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

  • возраст детей;
  • доступность содержания деятельности;
  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • постепенное усложнение;
  • цикличность.

     Свою работу с детьми я начала со второй младшей группы.

На втором этапе первым направлением моей работы стало пополнение предметно-развивающей среды. Так как, я считаю, что правильно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в развитии детейВ процессе проектирования предметно – развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

     В группе я оборудовала театральный уголок (фото 1), а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

     Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой,  би-ба-бо, театр на фартуке, магнитный, театр на палочках, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

     Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В нашей группе функционирует уголок по развитию речевой активности «Речевичок», в который совместно с детьми мы решили поместить: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, картотеку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, потешек. Где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могли заняться пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Пересказать знакомые потешки.

     Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр. театрализованных игр.

     Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

     Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки используя иллюстрации, стихи, играли с фигурками из театра.

     Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

     Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Пальчиковый театр» (фото 2). Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

     Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Репка» показывала в разных вариантах театра:

  • Настольный театр - интересный, понятный и доступный для детей. Поэтому даже робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие (фото 3).
  • Театр на палочках – прост как в использовании, так и в изготовлении. Играть в таком театре очень легко, а самое главное интересно. Дети сами выбирают своего «актёра» и начинают спектакль (фото 4).
  •  Би-ба-бо – детям очень нравится надевать на ручку куклу и она начинает оживать в его руках. Дети отождествляют себя с персонажами, как правило,  сказочными (фото 5). 
  • Теневой театр – процесс изготовления фигур вызвал большой интерес к театрализации (фото 6).

     После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

     Ребята с удовольствие изготавливают атрибуты для театра: маски, театр на конусе и т.д. Маски-шапочки мы используем на музыкальных занятиях, в подвижных играх, в постановке спектакля, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей (фото 7). 

     В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, В.Лебедевой, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

     С детьми среднего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра «Придумай сказку» дети с удовольствием включаются в придумывание новых интересных сюжетов сказок.

Особой популярностью у детей пользуется магнитный театр. Дети с большим удовольствием рассказывают известные сказки, используя магнитные персонажи, а также охотно придумывают новые сюжеты сказок (фото 8). 

Театр на фартуке вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета.  Дети создают сюжеты сказок, придумывают свои. Мы часто играем в такие игры как «Кто лишний?», «Что перепутали?» Данный вид театра изготовлен педагогом совместно с родителями (фото 9).

     Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима. В которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

     При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

     Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

     Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

     При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

     Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

     Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей (фото 10). В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию), разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

     Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.

Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки.

     Итогом нашей работы в младшей группе был показ сказки «Теремок на новый лад» для родителей (фото 11), на заключительном родительском собрании.

В средней группе сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» для родителей (фото 12).

     А так же мы приняли участие в региональной выставке «Современная образовательная среда детского сада и семьи» в номинации «Детский театр» со сказкой «Под грибом» (фото 13).

Взаимодействие с родителями

     Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе. Так и я решила подключить их к данной работе. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе.

     Для этого мною были использованы следующие методы:

  1. консультации на тему: «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Расскажи детям сказку».
  2. родительское собрание на тему:  «Роль театра в развитии речи детей»,  где познакомила с содержанием и значением театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
  3.  мастер- класс «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» , на котором родителям предоставлялась возможность получить представление о различных видах театрализованной деятельности, способствующих развитию речи  детей , которые они могли бы успешно в дальнейшем самостоятельно использовать в домашних условиях.
  4. Информирование родителей.  В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.
  5. Организация совместной деятельности родителей с детьми в вечернее время, где они изготавливали: различного рода театры, атрибуты и декорации.

     Родители отметили, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребёнком. Многие родители начали проявлять заинтересованность к театрализованной деятельности, когда видели постановки сказок. Одни родители были удивлены и восхищены, другие критиковали своего ребёнка, с такими родителями приходилось проводить индивидуальные беседы. Но всё-таки родители с большим удовольствием помогали создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в детском саду. Доказательством этого служит многочисленное участие моих воспитанников в различного рода творческих конкурсах (конкурс чтецов, театрализованных постановок) на уровне ДОУ, а также городском уровне.     

Результативность опыта

     У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

  • Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
  • Расширились представления детей об окружающей действительности.
  • Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
  • Обогатился и активизировался словарь детей.
  • Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  • Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
  • Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки
  • Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.
  • Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
  • Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

     Работая над данной темой я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями::
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей? 
     Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. 
     Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

     Таким образом, полученные результаты подтверждают ведущую идею моего опыта: театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

     

Заключение. Перспектива развития опыта

     Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

     Считаю, что выбранная мною тема подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей посредством  театрализованной деятельности продолжу в старшей и подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)...

Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой!     Г. Попова...

Педагогический опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Педагогический опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Опыт работы по теме «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическ...