Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект НОД по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе

Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

2. Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Связная речь: учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, используя модели.

- составлять предложения с заданными словами.

Словарь: закрепить названия зимних видов спорта; активизировать слова: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист. 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность. 

Материалы и оборудование:

- предметные картинки с изображением спортсменов зимних видов спорта, спортивного инвентаря;

- сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»;

- магнитная доска;

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Организационный момент. 

Воспитатель:

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

II. Закрепление изученного материала.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

- Что вам нужно для зимних игр(санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

-Какие загадки вы знаете о спортивном инвентаре?

1. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

2. Льется речка- мы лежим. 

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

3. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

4. Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки. 

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

5. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

6. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи)

- Назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг).

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках);

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием).

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту).

Коньки нужны …. (конькобежцу).

Санки нужны … (саночнику).

Лыжи нужны … (лыжнику).

Шайба нужна … (хоккеисту).

III. Введение в тему.

Предлагаю 4 сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Вопросы:

Какое время года изображено на картинках?

Какая стоит погода?

Как одеты дети?

Чем заняты дети?

Представьте себя на одной из этих картинок. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещается карточка – схема составления рассказа. Заслушиваем ответы детей. 

На карточке - схеме картинки, изображающие

снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

2. Придумать предложение со словами:

зимний, снеговик, снежная. 

Словесная игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Расскажите, зима какая?. (красивая, холодная белая, снежная,)

Вился, вился

Белый рой,

Сел на землю –

Стал горой. 

Что это? … (снег)

Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, ….

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.).

- Как можно поиграть со снежинками? (покружимся вместе с ними)

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движениемразвитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца. 

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней. 

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую. 

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком. 

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. 

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок. 

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок. 

И.. .. . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами. 

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем)

1. В зимний холод всякий молод

2. Что летом родится, зимой пригодится. 

3. Зима не лето – в шубу одета. 

4. Зима без снега – лето без хлеба. 

5. Мороз не велик, а стоять не велит. 

6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 

7. Много снега – много хлеба. 

8. Много снега на полях – много хлеба в закромах. 

Воспитательный момент. Беседа с детьми. 

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо. 

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело. 

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну. 

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Итог занятия.

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня отгадывали загадки, рассматривали картины, играли - О каком времени года говорили на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете? А сейчас я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимние забавы22.01 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи «Зимние забавы» в подготовительной группе

Цель: закрепить названия зимних игр, названия зимнего спортивного инвентаря. Учить детей словообразованию.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

2. Воспитывать у детей желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Связная речь: учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, используя модели.

- составлять предложения с заданными словами.

Словарь: закрепить названия зимних видов спорта; активизировать слова: конькобежец, саночник, лыжник, хоккеист, фигурист. 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, безопасность. 

Материалы и оборудование:

- предметные картинки с изображением спортсменов зимних видов спорта, спортивного инвентаря;

- сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»;

- магнитная доска;

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Организационный момент. 

Воспитатель:

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

II. Закрепление изученного материала.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

- Что вам нужно для зимних игр(санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

-Какие загадки вы знаете о спортивном инвентаре?

1. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду.

Только не карандашами

А блестящими …. (коньками).

2. Льется речка- мы лежим. 

Лед на речке_ мы бежим. (коньки)

3. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

4. Две курносые подружки

Не отстали дуг от дружки. 

Обе по снегу бегут, обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

5. Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (коньки)

6. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи)

- Назовите зимние виды спорта. (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг).

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках);

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием).

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту).

Коньки нужны …. (конькобежцу).

Санки нужны … (саночнику).

Лыжи нужны … (лыжнику).

Шайба нужна … (хоккеисту).

III. Введение в тему.

Предлагаю 4 сюжетные картинки на тему «Зимние забавы»

Вопросы:

Какое время года изображено на картинках?

Какая стоит погода?

Как одеты дети?

Чем заняты дети?

Представьте себя на одной из этих картинок. Чем бы занимались вы и почему?

На доске размещается карточка – схема составления рассказа. Заслушиваем ответы детей. 

На карточке - схеме картинки, изображающие

снежинки, солнце, детей, горку, санки, лыжи, снеговика, смеющихся детей.

2. Придумать предложение со словами:

зимний, снеговик, снежная. 

Словесная игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Расскажите, зима какая?. (красивая, холодная белая, снежная,)

Вился, вился

Белый рой,

Сел на землю –

Стал горой. 

Что это? … (снег)

Расскажите, какой Снег? (пушистый; белый как вата, сахар; хрустящий, колючий, мелкий, сухой, мягкий, сверкающий, блестящий, рыхлый, ….

Из чего состоит снег? (из снежинок)

Так много снежинок вокруг. Вот снежинка опускаете к вам на ладони. Примите её. Посмотрите и расскажите, какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные.).

- Как можно поиграть со снежинками? (покружимся вместе с ними)

3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движениемразвитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца. 

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней. 

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую. 

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком. 

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. 

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок. 

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок. 

И.. .. . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами. 

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем)

1. В зимний холод всякий молод

2. Что летом родится, зимой пригодится. 

3. Зима не лето – в шубу одета. 

4. Зима без снега – лето без хлеба. 

5. Мороз не велик, а стоять не велит. 

6. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 

7. Много снега – много хлеба. 

8. Много снега на полях – много хлеба в закромах. 

Воспитательный момент. Беседа с детьми. 

Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо. 

Столько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело. 

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло!

Приучите птиц в мороз

К своему окну. 

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).

Итог занятия.

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня отгадывали загадки, рассматривали картины, играли - О каком времени года говорили на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете? А сейчас я хочу вам подарить картинки-раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЕМА: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПО КАРТИНЕ « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»»

Цель НОД:

Учить детей составлять сюжетный рассказ о зимних забавах по картине, соблюдая последовательность.

Активизировать в речи глаголы ( гулять, кататься, лепить), упражнять в подборе определений (белый, пушистый, зимний).

Развивать творческие способности и фантазию.

Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить своё свободное время.

Материал: репродукция картины «  Зимние  забавы», поднос со снегом, снежки ( из синтепона),

запись песни из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» «Кабы не было б зимы».

 Ход   занятия :

Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года?

Дети -   Зима.

В. – Посмотрите, что у меня на подносе. Что это?

( на подносе лежит горкой снег )

Д.  Снег.

В.  –Какой он?

Д. Белый, пушистый, холодный.

В. Скажите, пожалуйста, за что вы любите зиму?

Д. Зимой идет снег. Всё  белым-бело и деревья , и дома.

В.  –А вы любите зимой гулять?

Д.  Да.

В.-  Давайте с вами поиграем.

   ИГРА «ПРОГУЛКА»:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять. (дети ходят по группе)

Бабу снежную слепили, (показывают)

Птичек крошками кормили, (кормят)

Мы на лыжах все катались (показывают лыжников)

И в снегу накувыркались. (отряхиваем снег)

Суп поели, (едят суп)

Спать легли (кладут ладошки под щёку)

И немного подросли (показывают).

В. –Вам понравилась наша прогулка?

Д. Да.

В. –Ребята, какие вы знаете зимние игры, развлечения?

      Что можно ещё делать на улице зимой?

Д.  –Зимой играют в снежки, катаются на санках, лыжах, коньках.

     Можно строить крепость, лепить снежную бабу.

В. – Молодцы. А я вам сегодня хочу предложить посмотреть, в                      

какие зимние забавы играют другие дети.

Вниманию детей предлагаю репродукцию картины «Зимние забавы».

В. – Ребята, посмотрите внимательно на картину. Давайте с вами по этой картине составим рассказ.

Рассказ должен состоять из трёх частей: начало, середина, конец.

В начале рассказа давайте с вами опишем время года, изображённое на картине.

Дети описывают зиму.

Воспитатель обобщает ответы детей.

«Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Был ясный, солнечный день. Дети вышли на прогулку. Каждый нашёл себе дело по душе».

В. – Скажите, пожалуйста, что делают дети?

     - В какие игры играют?

  - Какое у них настроение?

Ребята давайте детям, которые изображены на картине, дадим

имена.

Дети отвечают на вопросы . Воспитатель обобщает ответы детей.

Серёжа, Даня и Вика играют в снежки. Снег пушистый и хорошо лепить снежки. Дети бросают снежки  друг в  друга. Ваня и Катя спрятались в снежную крепость. У всех весёлое настроение. Юля и Паша катаются на ледянках с горки. Дети радуются и смеются от удовольствия.

В. – Дети, давайте с вами весело посмеёмся (дети смеются). Вот теперь у нас тоже отличное настроение.

В. – Ребята, подумайте, как нам закончить наш рассказ?

Д. – Потом все дети вернулись домой весёлые счастливые. У них целый день было хорошее настроение.

Воспитатель повторяет полностью весь рассказ.

« Наступила зима выпал белый, пушистый снег. Был ясный, солнечный день. Дети вышли на прогулку. Каждый нашёл себе дело по душе. Серёжа, Даня и Вика играют в снежки. Снег пушистый и хорошо лепить снежки. Дети бросают снежки  друг в друга. Ваня и  Катя спрятались в снежную крепость. У всех весёлое настроение. Юля и Паша катаются на ледянках с горки. Дети радуются и смеются от удовольствия. Потом все дети вернулись домой весёлые и счастливые. У них целый день было хорошее настроение».

Воспитатель предлагает детям по желанию рассказать свой рассказ

( 2-3 ребёнка). Дети оценивают рассказы своих товарищей.

В. – А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Снежки» (снежки из синтепона). Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» песня «Кабы не было б зимы».

Дети играют.

В. –А теперь давайте собираться на прогулку и там продолжим свои игры (дети уходят на прогулку).

           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...