Дидактические игры
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Дидактические игры Веселый язычок он рассказывает «Сказку о весёлом язычке» артикуляционную сказку про язычок. Цель: Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом. Задача: Познакомить с основными движениями языка. Веселый гномик он показывает артикуляционную гимнастику: картотека артикуляционной гимнастики. Цель: Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом. Задача: Познакомить с основными движениями языка. «Ветерок-Дерево» Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: Взрослый предлагает ребенку подуть на дерево и подвижными листочками, вырезанные из полиэтиленового пакета, как ветерок, можно сопровождать действия ребенка стихотворным текстом: Очень жаркий день-денечек. Дунь - подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь - подунь, наш ветерок. «Пчела, летит» Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый показывает ребенку пчелу, сделанная из мягких воздушных шариков, закрепленную по центру ниткой, дует на нее, пчела летает Пчелу сажаем на цветок который сделан основа из женского диска лепестки приклеены самоклеющейся бумагой. Игру можно сопровождать стихотворным текстом: Пчела летала, Над (Вовочкой) порхала. (Вова) не боится – Пчелка садится. Взрослый «сажает» пчелу на руку ребенка, побуждая ребенка подуть. Футбол» Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц. Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Оборудование: Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по футбольному полю дуть через трубочку. «Гусеница» (для детей дошкольного возраста 3-6 лет с недостатками звукопроизношения) Цель игры: автоматизация звука (ш) (р) (л) (с) в слогах, словах, фразах и чистоговорках; развитие Задача: развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова. «Определи первый звук в слове» Цель: Совершенствование навыка выделять гласные и согласные звуки в словах «Эмоции» Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку. «Зверодуй» Цель: научить ребенка задуть шарик в нужном направлении, при использовании своих легких, рассчитывать правильно воздушную струю воздуха. Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю. Пальчиковый театр предназначен для детей от 3 до 7 лет. «Колобок», «Репка», «Теремок». Цель: развивать мелкую моторику рук сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра. Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра; Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас. «Дифференциация звуков» Цель правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л]. Задачи: Сравнить звуки … и… по артикуляции и акустическим признакам; Развивать фонематический слух; Развивать фонематическое восприятие. «Звуковые кубики» Цель: дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях. Задача: развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые слоги и подбирать к ним подходящие слова. «Звуковая линейка» Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие, развивать мелкую моторику). Задача: развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые слоги и подбирать к ним подходящие слова. Дракончик» Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц. Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. «Покажи рукой» Цель: закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки : [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л]. Задачи: Сравнить звуки … и… по артикуляции и акустическим признакам; Развивать фонематический слух; Развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки, слова с дифференцируемыми звуками «Мы подуем высоко… «Самолеты» Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц. Задача: формировать диафрагмальное дыхание. Ход игры: Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения. Мы подуем высоко, (дети поднимаю самолеты согласно тексту) Мы подуем низко, (самолеты летят вниз сопровождая низким голосом и дуют) Мы подуем далеко, (дуют на самолёт, сложив губы трубочкой, вытягивая голову вперед) Мы подуем близко, (поднести самолет к лицу и дуют на него) «Надуй живот как шарик» Цель: формирование плавного длительного выдоха Задача: формировать диафрагмальное дыхание. Ребенок лежит (желательно на полу, чтобы спина была прямая). Делая вдох носом, живот выпячивается вперед «похож на шарик». Выдох через рот, живот втягивается - «шарик сдувается». «Зубки» Цель: закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л], закрепить у детей умение ухаживать за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева – направо»). Задачи: Формировать правильное отношение к культурно- гигиеническим навыкам. Упражнять в умении правильно чистить зубы. Расширять представления о предметах личной гигиены. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. «Мячик» Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц. Задача: формировать длительный ротовой выдох. Взрослый предлагает подуть на легкий шарик через трубочку. «Шарик» Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик, который находится на столе. «Звуковая дорожка» Цель: -автоматизация правильного произношения звуков прямых слогах, в начале слова; -обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове); -развитие... Автоматизация звуков. Скучно?.. Нет, интересно! ... Правильно и четко произносить звуки в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук] в слогах, словах, предложениях... «Где звук?» Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; «Ветродуй» Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветочек «Ветродуй» «Одень куклу» Цель «Одень куклу» – расширение представления о строении человеческого тела, вторичных половых признаках, сезонных видах гардероба. Задачи: формирование начальных знаний о строении человеческого тела и разделении гардероба по сезонам и назначению; расширение представлений об ежедневном приведении себя в порядок, об особенностях сезонов года. «Мыльные пузыри» Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой к побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко. Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц, регулировать плавность выдоха. Задача: формировать длительный ротовой выдох, закреплять навык диафрагмального дыхания (вдох носом- живот выпячивается вперед, длительный плавный выдох через рот-живот втягивается) Оборудование: Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...