Консультация для педагогов "Дидактические игры по развитию речи"
консультация по развитию речи

Слабченко Оксана Владимировна

Особым видом игровой деятельности детей в возрасте 3-7 лет является дидактическая игра. Единство игровой и дидактической задачи делает её уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_didakt_igry_po_razv.rechi_.docx407.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ»


https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=640x10000:format=png/path/s620747c64512122b/image/ie129d6829138aee7/version/1478665925/image.png

Особым видом игровой деятельности детей в возрасте 3-7 лет является дидактическая игра. Единство игровой и дидактической задачи делает её уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник».

Дидактическая игра позволяет педагогу:

  • руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
  • создавать действенную для дошкольников игровую мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;
  • ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
  • обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;
  • стимулировать активность всех детей.

В процессе дидактической игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с ребенком, и складываются благоприятные условия для развития личности.

Для проведения дидактических игр необходима подготовка к ним:

  • подбор задач и содержания игры в соответствии с возрастными особенностями и основными линиями психического развития детей;
  • определение места игры в режиме дня;
  • подготовка материала игры.

Создание воображаемой ситуации и игровой мотивации:

  • используемые методы и приемы;
  • опора на опыт детей;
  • активизация воображения, мышления и речи;

Организация дидактической игры:

  • форма организации, её соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей группы;
  • регуляция игровых взаимоотношений, разрешение и предотвращение конфликтов;
  • контроль за выполнением правил;
  • оценка деятельности детей (критерии, характер, форма, содержание, объективность, эмоциональность);
  • активность детей в организации игры;
  • способы руководства игрой (прямые и косвенные), их соотношение, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Игра, как и всякая другая деятельность человека, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.

Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Использование игры в коррекционно- педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.

В процессе игровой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспитывается поведение детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности.

Развитие игровой активности детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.

Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, пирамидками, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т.д. - развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи. Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки.

В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи педагога. По мере усвоения активного поведения и правильной речи дети все реже пользуются готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры требует от них и самостоятельных форм общения.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель - сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, - обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др., что способствует развитию нагляднообразного мышления.

Дидактические игры способствуют формированию у детей связной речи. 

Игры и упражнения для развития речи детей

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход: ребенок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с желтой полосой и т. д.)

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход: на обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход:Воспитатель: у нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Порадуем куклу, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

Ход: воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать фор му множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход: -К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оля. Кукла идет по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

-Что это? (Это ноги)

-Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)

Далее указывает на другие части тела и задает аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют, зубы жуют, кусают, грызут, глаза смотрят, моргают.)

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход: воспитатель: Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни – кА,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Ход: воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры: ребенок вместе с воспитателем произносит «Вертись, крутись, на бочек ложись», и кидает кубик. На верхней грани- например, самолет. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит с имитировать гул самолета. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Эхо»

Правила игры: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход: воспитатель громко говорит: А-А-А. ребенок – «эхо»тихо отвечает: а-а-а. и так далее. Можно так же использовать сочетание гласных звуков: ау, ау, ау, эа и т. д.

«Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход: приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.

Например:

-Что можно сказать о самолете? (летит, гудит, поднимается)

-Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

-Что можно сказать о дожде? (идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игра и развитие речи"

И для ребенка, и для мамы важно играть вместе. Давайте играть с пользой!...

консультация для воспитателей "игры для развития речи"

консультация для воспитателей "игры для развитие речи"...

Консультация для педагогов "Игры для развития речи детей 2-3 лет"

  Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои м...

Консультация для родителей. "Игры для развития речи".

Практический материал для родителей, который поможет развивать речь детей....

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...