Развитие речи старших дошкольников посредством дидактической игры
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)
Актуальность.
К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:
- учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
- совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
- совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
В работе с детьми были обнаружены противоречия:
- между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.
Проблема речевого развития стоит наиболее остро, в связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».
Цель: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
•расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
•развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
•обучать детей составлению описательного рассказа;
• развивать логическое мышление;
•формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.
Описание пособия
«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. В состав игры входит один большой матерчатый круг. Круг, диаметром 100 см сделан из ткани, поделенный на сегменты (в эти сегменты кладутся карточки-схемы. В центре большого круга кладётся объект, путем выбора ребёнка. Дети будут использовать объект при составлении описательного или творческого рассказа), карточки (буквы, цифры, признаки, сюжетные картинки для составления сказок-рассказов и т.д.), знак вопроса (для определения с кого начинается игра).
Форма организации игры – подгрупповая до 8 детей, или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей.
Дидактическое пособие «Речевая карусель» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дидактическое пособие «Речевая карусель» является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Является доступным и развивающим пособием. Оно безопасное, красочное, что представляет интерес для детей.
Главная особенность этого пособия - вариативность. Игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность речевой деятельности, его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Интеграция образовательных областей ещё один положительный момент: дети учатся взаимодействовать во время речевого общения, выражать свои мысли, в процессе всей игры дети находятся в движении, получают знания об окружающем мире, используется музыкальное сопровождение.
Вариативность- главная особенность этого пособия. Примерные варианты игр с данным пособием. Начинается игра со слов:
Еле-еле, еле-еле…
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом….,
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите!
раз-два, раз-два —
Вот и кончилась игра!
Игры с использованием пособия
№ | Название игры | Описание игры |
|
|
|
1 | «Опиши предмет» | Цель: развитие словаря детей по лексическим темам. по признакам (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). В сегментах разложены карточки обозначающие признаки: (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). Выбирается предмет, который будут описывать по признакам. Дети по очереди называют признак в соответствии с карточкой.
|
2 | «Угадай профессию» | Цель: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии. В сегментах лежат картинки с различными предметами, дети по очереди называют их, а потом отгадывают профессию. Можно попросить ребёнка рассказать об этом предмете для чего он нужен (это микрофон, он нужен журналисту, чтобы брать интервью у людей) и т. д.
|
3 | «Расскажи сказку» | Цель: формирование навыков пересказа со зрительной опорой. На круге размещаются предметные картинки. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т.д. по смыслу
|
4 | «Состав числа» | Цель: формирование математических представлений. В центре карусели «круга» размещено число. Деткам предлагается прокатить на карусели. Но на карусель пускают только тех, у которых есть карточки с числами, при сложении которых должно получиться число, которое видим в центре карусели. Детки при помощи педагога подбирают нужные карточки
|
5 | «Говорящая азбука» | Цель- развитие речи детей В круге размешаются буквы. Начинает тот игрок, которому выпал знак вопроса. Ребенок подбирает к букве слова (картинки) с определенным звуком в начале (середине или в конце) слова
|
6 | «Небылица» | Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое-небылицу(составить предложение) Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса со словами «Жил(а)- был (а)» Каждый последующий ребенок с опорой на карточку ,схему придумывает несуществующий признак или действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу»
|
Благодаря дидактическому пособию «Речевая карусель» дети учатся взаимодействовать друг с другом, обогащается словарный запас, познают окружающий мир, сохраняется положительный эмоциональный фон.
Представленный дидактический материал поможет справиться с трудностями речевого развития у детей, а так же в организации образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
- Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебное пособие / Н.С. Жукова; – М.: Эксмо, 2014г
- Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; – М.: Эксмо, 2011г.
- Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи.: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.
- Пятница, Т.В. Речевые нарушения: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2011г.
- Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: пособие / Я.Ю. Позднякова; – М.: Литера, 2016г.-32с.
- Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; – СПб.: Литера, 2014г.
- Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; – М.: Книголюб, 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 113»
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактического пособия « Речевая карусель»
Автор пособия: Ляшова Мария Юрьевна
г.Краснодар, 2023г
Содержание
Содержание…………………………………………………………………2
Актуальность……………………………………………………………….3
Описание пособия………………………………………………………….4
Игры с использованием пособия………………………………………….6
Список использованной литературы…………………………………..….9
Приложение…………………………...……………………………………10
Актуальность.
К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:
- учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
- совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
- совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
В работе с детьми были обнаружены противоречия:
- между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.
Проблема речевого развития стоит наиболее остро, в связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».
Цель: способствовать развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
•расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
•развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
•обучать детей составлению описательного рассказа;
• развивать логическое мышление;
•формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.
Описание пособия
«Речевая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. В состав игры входит один большой матерчатый круг. Круг, диаметром 100 см сделан из ткани, поделенный на сегменты (в эти сегменты кладутся карточки-схемы. В центре большого круга кладётся объект, путем выбора ребёнка. Дети будут использовать объект при составлении описательного или творческого рассказа), карточки (буквы, цифры, признаки, сюжетные картинки для составления сказок-рассказов и т.д.), знак вопроса (для определения с кого начинается игра).
Форма организации игры – подгрупповая до 8 детей, или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей.
Дидактическое пособие «Речевая карусель» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Дидактическое пособие «Речевая карусель» является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Является доступным и развивающим пособием. Оно безопасное, красочное, что представляет интерес для детей.
Главная особенность этого пособия - вариативность. Игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность речевой деятельности, его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Интеграция образовательных областей ещё один положительный момент: дети учатся взаимодействовать во время речевого общения, выражать свои мысли, в процессе всей игры дети находятся в движении, получают знания об окружающем мире, используется музыкальное сопровождение.
Вариативность- главная особенность этого пособия. Примерные варианты игр с данным пособием. Начинается игра со слов:
Еле-еле, еле-еле…
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом….,
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите!
раз-два, раз-два —
Вот и кончилась игра!
Игры с использованием пособия
№ | Название игры | Описание игры |
1 | «Опиши предмет» | Цель: развитие словаря детей по лексическим темам. по признакам (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). В сегментах разложены карточки обозначающие признаки: (величина, материал, цвет, вкус, запах, форма). Выбирается предмет, который будут описывать по признакам. Дети по очереди называют признак в соответствии с карточкой. |
2 | «Угадай профессию» | Цель: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии. В сегментах лежат картинки с различными предметами, дети по очереди называют их, а потом отгадывают профессию. Можно попросить ребёнка рассказать об этом предмете для чего он нужен (это микрофон, он нужен журналисту, чтобы брать интервью у людей) и т. д. |
3 | «Расскажи сказку» | Цель: формирование навыков пересказа со зрительной опорой. На круге размещаются предметные картинки. Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса. Игроки по очереди должны составить одно предложение, связывая его с общим выбранным объектом и предметной картинкой, при этом необходимо соблюдать логическую связь с предыдущим предложением. При этом педагог принимает активное участие, помогая детям логически связывать предложения между собой, используя слова: однажды, вдруг, как-то раз и т.д. по смыслу |
4 | «Состав числа» | Цель: формирование математических представлений. В центре карусели «круга» размещено число. Деткам предлагается прокатить на карусели. Но на карусель пускают только тех, у которых есть карточки с числами, при сложении которых должно получиться число, которое видим в центре карусели. Детки при помощи педагога подбирают нужные карточки |
5 | «Говорящая азбука» | Цель- развитие речи детей В круге размешаются буквы. Начинает тот игрок, которому выпал знак вопроса. Ребенок подбирает к букве слова (картинки) с определенным звуком в начале (середине или в конце) слова |
6 | «Небылица» | Дети должны составить творческий рассказ «Небылицу». Задача каждого ребенка на основе объекта выдумать что-то новое-небылицу(составить предложение) Начинает игрок, у которого выпал знак вопроса со словами «Жил(а)- был (а)» Каждый последующий ребенок с опорой на карточку ,схему придумывает несуществующий признак или действие для данного объекта, составляя предложение. Последний из игроков с помощью педагога повторяет рассказ «Небылицу» |
Благодаря дидактическому пособию «Речевая карусель» дети учатся взаимодействовать друг с другом, обогащается словарный запас, познают окружающий мир, сохраняется положительный эмоциональный фон.
Представленный дидактический материал поможет справиться с трудностями речевого развития у детей, а так же в организации образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
- Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: учебное пособие / Н.С. Жукова; – М.: Эксмо, 2014г
- Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия.: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; – М.: Эксмо, 2011г.
- Курицына, Э.М., Тараева, Л.А. Игры на развитие речи.: дидактический и методический материал/ Э.М. Курицына, Л.А. Тараева;– М.: РОСМЭН, 2014г.
- Пятница, Т.В. Речевые нарушения: практическое пособие / Т. В. Пятница; – М.: Феникс, 2011г.
- Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: пособие / Я.Ю. Позднякова; – М.: Литера, 2016г.-32с.
- Смирнова, М.В. Скороговорки для развития речи: Речевые упражнения и занимательные картинки / М.В. Смирнова; – СПб.: Литера, 2014г.
- Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника/ Т.А. Ткаченко; – М.: Книголюб, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-247120-1571475098.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-628902-1481471757.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-247120-1571475098.jpg)
Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация содержит разъяснительный материал по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/27/picture-1171100-1572194933.jpg)
Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"
laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241560-1587141282.jpg)
Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1398953-1649068511.jpg)
Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр
Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрог...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-893639-1706775796.jpg)
«Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры».
laquo;Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры»....