Квест-игра "Город красивой и правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Давыденко Елена Анатольевна

Конспект игрового заняния по развитию речи посредством упражнений по театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_gorod_krasivoy_i_pravilnoy_rechi.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала воспитатель первой квалификационной категории

 МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»

Давыденко Елена Анатольевна.

Квест-игра по развитию речевой активности с использованием театрализованных игр и этюдов для детей старшего дошкольного возраста  

Тема:  «Путешествие в Город красивой и правильной речи»

Задачи:

Развивающие:  развивать память, внимание, мышление; координацию и двигательную активность; способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (удивление, радость, боль и др.); выразительность и темп речи, силу голоса; развивать лексико - грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение.

Воспитательные:  Формировать познавательный интерес, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Методы и приемы:

Словесные:  сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы;;  педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, карточки-картинки, маски

Практические:  игры;  здоровьесберегающие технологии

Материалы и оборудование: сундучок с билетиками-заданиями, карточки с чистоговорками,  с мнемодорожками скороговорок, набор масок для игры-драматизации

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Сейчас мы с вами, дети, поздороваемся необычным способом!

          Скажем «Здравствуйте» руками! (хлопки)

Скажем «Здравствуйте» ногами! (топают)

Скажем «Здравствуйте» глазами! (моргают)

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки.

Дети входят, встают в круг, берутся за руки  и выполняют действия под приветствие:

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Молодцы! Вы дружные ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.

Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Любим!

Воспитатель:  — А куда бы вам хотелось отправиться? (Ответы детей)

Воспитатель:  Я вам предлагаю отправиться в город Красивой и правильной  речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят антонимы)

Воспитатель:  Вы хотите там побывать?

Дети: Да, хотим

Воспитатель:  Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно  и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.  

Ребята, поможем городу и его жителям?

Да: Да!

Воспитатель: Тогда в путь. Так как город  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

 Вы слышите? Звучит музыка… Что можно сказать о ней?

Дети: Нежная, таинственная, необычная, загадочная

( появляется музыкальная шкатулка из него выглядывают билетики с заданиями)

Воспитатель: Волшебство начинается … (приглашает детей присесть).

Ребята, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, музыкальная шкатулка  своей музыкой соглашается с нами, слышите, как нежно звучит?

Артикуляционная гимнастика

«Котик рыжик зимой»

1,2,3,4,5, будем с котиком гулять ( широко открыть рот и подержать несколько секунд)

1,2,3,4, рот откроем мы пошире.

Пожевали ( жевательные движения),

Постучали ( постучать зубами)

И с котенком побежали ( движение языком вперед назад)

Кто снежинки ртом ловил,  ( ловим ртом снежинки)

Влево- вправо он ходил. ( движение языком влево- вправо)

Скучно котику , ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки.

( втягивать губы в рот, потом высовывать напряженный  узкий язык вперед)

Котик прятаться устал, Котик , ух, сердитым стал.

( выгибание вверх, кончик языка прижимается к нижним зубам)

Мы погладим котика, все покажем ротиком. ( « расчесочка»)

Воспитатель: Молодцы. Итак, первое задание.

Разные слова важно выделять,

По-разному фразы уметь повторять.

  1. Послушать и повторить слова:

Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове);

Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове);

Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).

  1. Произнести слова с разной интонацией (работа с картинками):

жалобно, ласково, удивленно, испуганно.

Воспитатель: Вы прекрасно справились с задачей. Следующее задание

Силою голоса надо владеть,

Громко сказать или тихо пропеть

Упражнение «Громко-тихо посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

 1 – шепотом

2 – тихо

3- громче

4 – еще громче и т.д.

Упражнение « Тигр вышел погулять»

1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р!  Движение вверх, глиссандо

Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз

Он по улице идет. Р! Р! Р!   Произносить коротко но активно верхнем регистре

Ни кому не пристает Р! Р! Р!          Произносить коротко   в низком регистре

Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А!  звуки похожи на крики чаек.

Воспитатель: : Вы прекрасно справились и  с этой задачей А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.

.Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками)

Птицы полетели…(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Садятся.

Воспитатель. Следующий билетик.

Доброта нужна и ласка.

Будет всё тогда, как в сказке

Дидактическая игра:  «Скажи ласково». 

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка.

Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Давайте  и друг-другу скажем ласковые слова.

Дети становятся в круг , передавая друг-другу предмет, называют ласково по именам.

Воспитатель: Слышите, опять звучит мелодия. Берем следующий билетик.

Внимательными , дети, быть вы должны –

Заданья для пальчиков очень важны!

Пальчиковая гимнастика

 

Пальцы правой руки сжаты в кулак, большой палец выпрямлен, поднят вверх.

Маленькая Катя умница была:

сгибаем – разгибаем большой палец.

В комнате работу всем зверям дала

кончиком большого пальца по очереди дотрагиваемся до подушечек остальных пальцев, постепенно разжимая кулачок.

Чашечки собачка моет язычком,

левая рука – чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони, движение «от себя» тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом

щипают пальцами правой руки ладонь левой.

Кошка коготками лавочку скребёт

скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки

Курочка рябая пол крылом метёт

скользящее движение ребром ладони одной руки по другой

Катя варит кашу для зверят своих

большим пальцем правой руки вращательные движения, в левой ладони – чашечка

За работу хвалит

поглаживаем правой рукой левую руку

С ложки кормит их

протягиваем правую руку вперёд («предлагаем кашку»)

Воспитатель. Замечательно. Берем следующий билет.

В руки карточки возьмите,

Что там – вы произнесите

Воспитатель. Ребята, мы сейчас будем брать по очереди карточки и чётко выговаривая звуки, скажем чистоговорки.

Чистоговорки с опорой на зрительную основу

Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием справились. Посмотрим – что же будет дальше. Замечательно. Берем следующий билет.

Что помогает, когда говорим,

Как же мы речь свою оживим?

Воспитатель. Ребята, что же делает рассказ интереснее? (ответы) А если нужно  передать информацию, не говоря ни слова, что поможет? (Мимика, жесты, гримаса)

-Упражнение на мимику и жесты  «Маленький народ»

Тра-та-та. Тра-та-та

Растворялись ворота

А из этих из ворот

Вышел маленький народ.

Один дядя вот такой (нахмурить брови)

Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)

Третий дядя вот такой (сделать брови домиком, опустить уголки губ)

А четвертый вот такой (широко улыбнуться)

Одна тетя вот такая (изобразить очки)

Другая тетя вот такая (причесывать волосы)

Третья тетя вот такая (смотреть в зеркало)

А четвертая такая (подбочениться)

Один мальчик вот такой (высунуть язык)

Другой мальчик вот такой (прищурить один, потом другой глаз)

Третий мальчик вот такой (приоткрыть рот, движение языком вправо-влево)

А четвертый вот такой (надуть щеки).

Воспитатель: какие вы молодцы, все старались. Следующее задание.

Чётко и чисто надо говорить,

Звуки и слова красиво говорить.

Воспитатель: вот заданье – мнемодорожки со скороговорки. Давайте покажем, как мы умеем их произносить?

Упражнение «Произнеси скороговорку»

Воспитатель: Вот как  мы умеем красиво и быстро говорить. Скажите, а для  чего людям нужна красивая, правильная речь? Давайте поразмышляем – как и где можно показать и речь, и мимику, и жесты, чтобы было всем интересно? (ответы детей: телепередачи, сцена, школа, театр и т.д.). Правильно, надо всегда и везде красиво, грамотно говорить Чтобы вас хотелось слушать и слышать.

Воспитатель: Ребята, остался один билетик, одно задание. Что же там такое? Посмотрим?

Корзину большую в группе найдите,

Маски возьмите и сказку покажите!

Дети надевают маски сказки-драматизации

Сказка о глупом мышонке

Рассказчик: Пела ночью мышка в норке

Мышка:

Спи мышонок, замолчи
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Мышонок:

Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи
Лучше няньку поищи.

Рассказчик:

Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка:

Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Козла в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, дядя Козлик,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Козлик блеет:

Козлик:

Ме-ме-ме!
А в своем ли ты уме?
Закрывай скорее глазки,
Расскажу тебе я сказку.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок говорит ему спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош –
Так тоскливо ты поешь

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба:

Ква-ква-ква – не надо плакать,
Спи, Мышонок, до утра
Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Быка звать.

Мышка:

Приходи к нам, Бык рогатый,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Бык поет ему:

Бык:

Му-му!
Я, Мышонок, не пойму:
Почему ты всех зовешь,
Почему ты не уснешь?

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Говорит ему спросонок.

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Ты мычишь, а не поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.

Лошадь: Иго-го!

Рассказчик: поет Лошадка…

Лошадь:

…Спи, Мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Свинку в няньки звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик:

Стала Свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать…

Свинка:

Баю-баюшки,
Хрю-хрю!
Успокойся, говорю!

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка:

Надо Курицу позвать…
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица:

Куд-куда, не бойся детка..
Забирайся под крыло,
Там и сухо и тепло.

Рассказчик:

Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Щуку звать

Мышка:

Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.

Рассказчик:

Стала петь Мышонку Щука
Не услышал он не звука
Разевает Щука рот
И не слышно, что поет.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Кошку звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка:

Мур-мур-мур,
Усни, мой крошка...
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.

Рассказчик:

Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать,
Ищет глупого Мышонка,
А мышонка …

Все: … Не видать!

Воспитатель: Ребята, все задания мы выполнили! значит город красивой и правильной речи расколдован! Давайте улыбнемся друг другу и подарим всем жителям города наши улыбки!! (наклеиваем улыбки на картинку с городом) – музыка от улыбки станет всем светлей

 Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет (корзинка с конфетами).

Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?

А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?

— Что было особенно трудно? Дети: (ответы).

Воспитатель: Замечательное путешествие у нас получилось. Согласны! А теперь я приглашаю вас в музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное дыхание - правильная речь

Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....

Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»

Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...

"Правильное дыхание - правильная речь".

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют н...

Консультация "Правильное дыхание - правильная речь"

консультация предназначена для родителей с упражнениями на дыхание...

Правильное дыхание – правильная речь.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬУважаемые родители! Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для реч...