Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
картотека по развитию речи (средняя группа)

Харина Светлана Валентиновна

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razv.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

1. «Найди ошибку»

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Задача: развитие речи

Игровое действие: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет

Правила игры: дать правильные ответы

Ход игры:  Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Результат: за правильный ответ фишка

2. «Закончи фразу»

Цель: продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Задача: развивать слуховое внимание

Игровое действие: Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Правила игры: закончить фразу.

Ход игры:  Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).

А возле этой елки бродили злые ... (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).

Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).

Как у нашей дочки розовые ... (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи).

Результат: Поощрение детей

3. «Один и много»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, согласовывать числительное с существительным.

Задача: употреблять в речи существительные единственного и множественного

Игровое действие: работа с карточками

Правила игры: правильно называть один предмет и его множественное число

Ход игры: ребёнок сопоставляет карточки, правильно называет один предмет и его множественное число,

Результат: взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

4. «Назови слово с заданным звуком»

Цель: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук

Задача: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Игровое действие: выложить домик

Правила игры: отбирать только картинки на заданный звук.

Ход игры:  выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

Результат: правильно подобраны картинки

5. «Назови ласково»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Задача: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровое действие:

Правила игры: изменить слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры:  Педагог показывает картинки и просит изменить слово. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - …  .

Результат: Поощрение детей

6. «Громко — тихо-шепотом»

Цель:. Воспитание умения менять силу голоса.

Задача: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо

Игровое действие: произнесении звукоподражаний

Правила игры: при тихом произнесении звукоподражаний нельзя переходили на шепот.

Ход игры: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Результат: четкое произношение звуков

7. "Что не стало? "

Цель: развить зрительное внимание и память.

Задача: упражнять в образовании форм родительного падежа

Игровое действие: отгадать, какая игрушка исчезла

Правила игры: нельзя подсматривать

Ход игры:  Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла.

Результат: правильно отгаданная игрушка

8. «Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Задача: пополнять словарный запас

Игровое действие: придумать слова

Правила игры: делая три шага вперед  давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед  давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

Результат: кто не ошибся тот выиграл

9. «Э хо»

Цель: развивать слуховое внимание

Задача: закреплять произношение звуков в словах и слогах.

Игровое действие: звукопроизношение

Правила игры: четко повторять звуки в словах

Ход игры:  Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

«Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» — поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» — подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

Результат: поощрение детей

10. «Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира.

Задача: развитие связной речи, воображения.

Игровое действие: передавая мяч по кругу, рассказывать, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Правила игры: передать мяч только после своего рассказа 

Ход игры:  педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь  живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Результат: составлены рассказы

11. «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Задача: согласовывать существительные среднего (женского) рода с местоимением

Игровое действие: Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено

Правила игры: действовать по сигналу

Ход игры:  Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Результат: поощрение

12. «Ветерок»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задача: слышать определенные звуки

Игровое действие: на определенные звуки делать  определенные движения

Правила игры: внимательно слушать

Ход игры:  Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

13. «Прятки»

Цель:  Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Задача: Формирование морфологической стороны речи

Игровое действие: поиск игрушек

Правила игры: найти и назвать игрушку

Ход игры:  Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные  гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем  правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

Результат: все игрушки найдены

14. «Буквы вокруг меня»

Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность.

Задача: расширить словарный запас

Игровое действие: называют предметы вокруг себя

Правила игры: назвать все предметы, которые окружают его в алфавитном порядке.

Ход игры:  Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

Например: А – арбуз, Б – банка,  В – вешалка, Г – гардины и т.д.

Результат: выигрывает кто назвал больше слов

15. «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Задача: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Игровое действие: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному

Правила игры: возвращая мяч, называть существительное

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Результат: поощрение активных детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Представлены дидактические игры по речевому развитию детей...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Обогащение  словаря детей, развитие мышления, воображения, ловкости,развитие слухового внимания и наблюдательности....

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней Группе...

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...