Буклет для родителей
материал по развитию речи (старшая группа)

Смолякова Ольга Владимировна

Правила общения с ребенком, которые способствуют речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_-_etapy_razvitia_rechi.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

7. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

8. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

           

9. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

9. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 - 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Поэтому чаще общайтесь со своими детьми.

 

   

                              

Этапы развития речи

Подготовительный этап        

 -крики- возникают самостоятельно- с рождения до 2-х месяцев;

- гуление- стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым- с 2 до 5-7 месяцев;

- лепет- его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

 -слова- переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;

Преддошкольный этап

-словосочетания- появляются после усвоения двухсложных и трехсложных слов- с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

Дошкольный этап

-предложения -конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? Куда?», с 3 лет- «почему? Когда?»

 -связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках- с 4 лет.

-5 лет- словотворчество. Может самостоятельно образовывать слова, относящиеся к разным частям речи,  и объясняет их значение.

-5-7 лет - полное усвоение грамматического строя родного языка.

Закономерность появления звуков  в речи (норма)

Время появления звуков (возраст)

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

Звуки

а о э п б м

и ы у ф в т д н к х й

с з ц ш ж ч щ

р л

    Признаки нарушений речи

 -к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;  к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

-к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

-к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

-к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

-к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

-в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

-в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Правила общения с ребенком, которые способствуют речевому развитию.

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.

6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословными:  "да", "нет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"

Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"

Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"

Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"

Несколько практических советов от воспитателя родителям....