интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности по р.н.с. "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Копцева Елена Николаевна

Занятие проводится совместно учителем-логопедом и воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_snegurochka.docx377.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи  в старшей группе комбинированной направленности с детьми  с ОНР.

Проводит  учитель- логопед и воспитатель.

 Тема :  Знакомство с жанром устного народного творчества- сказкой. Чтение р.н.с.  «Снегурочка»

Цели:  Познакомить детей с жанром устного народного творчества -  сказкой, ее особенностями  на примере р.н.с. «Снегурочка». Приобщать детей к  народным традициям, обычаям.

Задачи логопеда:  

  • Познакомить со структурой сказки  - зачин, содержание, повторы,  конец;
  • Пополнить словарный запас новыми словами. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, Расти не по дням, а по часам. Души  не чают.  Работа в руках спорится.  Неможется.);
  • Учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них.  Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи слова.

Задачи воспителя:

  • формировать целостное восприятие сказки , используя художественное слово и изобразительное  искусство;
  • Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.

Предварительная работа: рассматривание портрета художника В. Васнецова и его картины, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза».

        Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  

   Воспитатель:   Сегодня  у нас  в гостях сказка. Я поздороваюсь с вами  словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

2 часть. Основная.  

Логопед:- Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. Дети , вы уже знаете некоторые русские народные сказки , мы их уже читали .

Лог. - А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные  сказки?

 В старину  придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так  и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные..

- Как они обычно начинаются? Какими словами? ( Жили – были …  В некотором царстве, в некотором государстве… ) Это зачин сказки. Затем идут сказочные события, волшебство,  в сказке происходит то, чего не бывает в действительности. Обычно приговаривают   «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 И в конце-   концовка – «стали жить- поживать и добра наживать»

Воспитатель:                                                                                                                                         -  Дети, хотите узнать,  кто появиться сейчас   на экране?  Тогда вам нужно отгадать  загадку,  и узнаем, о ком мы будем говорить.

Красная  девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).

Хотите посмотреть, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

 Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899) 

  Воспитатель. На картине художника Васнецова мы видим Снегурочку. Она стоит около маленьких елочек. На земле лежит белый пушистый снег.  Холодно и морозно на улице. Но Снегурочке не холодно. Она одета в длинную парчовую шубку,  на голове меховая шапка, а на руках теплые варежки   Рассмотрите картину, и расскажите что вы видите?  Кто еще  хочет рассказать?  Дети отвечают на вопросы

Логоритм. игра «Ты мороз. мороз мороз, не показывай свой нос…»

    - А хотите послушать эту сказку?

   Воспитатель: - Сейчас  все сядем удобно и послушаем  русскую  народную сказку «Снегурочка». (Рассказывает сказку)

Логопед:  -Вам понравилась сказка?

- Вспомните, как она начиналась?  (Жили были дед да баба. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Лог. - . Это зачин сказки.

- А какое дальше произошло необычное, сказочное событие?  (Слепили из снега девочку, а она ожила, стала жить с ними, расти не по дням, а по часам).

 - Чем отличалась Снегурочка от деревенских девочек?  Она была красивая, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

-  Какое настроение было у Снегурочки зимой? Почему?

 -  Радостная  веселая , потому что любила мороз и холод.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета?.  

 - Грустная,  печальная, невеселая..

Лог. - Это необычно для людей, люди, наоборот, весной  радуются солнцу, теплу, цветам,  а не холоду.

Снегурочка, конечно , сказочный персонаж. И ей нет места среди людей, поэтому она улетает, превращается в облачко.

-Дети, а какой конец у этой сказки?

- Можно ли считать, что у сказки грустный конец?  Да, Снегурочку жалко, но её место среди зимних снегов, льдов, холодов, там ей хорошо, весело, туда она и отправилась, обернувшись облаком.  Можно считать, что конец вполне хороший.  Как говорится в пословице   - «Зима кончается, весна начинается.»  У всех свои радости.

Лог. дети, сказка старинная, в ней встречаются  непонятные слова и выражения .

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Воспитатель._А  давайте, чтобы нам не было грустно, нарисуем Снегурочку и оставим ее портрет на память.

Дети выбирают бумагу, средства рисования и рисуют  контур с помощью шаблона, а раскрашивают   по представлению.

https://coloringly.com/images/coloring/full/4695-coloring-snow-maiden-in-the-new-year-s-forest.png                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие с солнышком"

Закрепление правильного произношения звуков. Развитие умения составлять короткий описательный рассказ по картинке. Расширение словарного запаса....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...