Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации даны советы родителям, которые обязательно помогут им учить стихи вместе с детьми и сделать этот процесс легким и интересым для всех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребенка учить стихи»

Для всех родителей понятно и очевидно, что с детьми обязательно надо учить стихи. Ведь это развивает память ребенка, увеличивает активный словарь,  расширяет его кругозор, формирует чувство языка, развивает фонематический слух, учит восприятию такого жанра, как поэзия, и, наконец, с детства формирует общий уровень культуры человека. При этом многие из нас помнят, какая это была пытка - выучить стихотворение! Далеко не всем это давалось легко.

Конечно, не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они быстро и легко запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие дети, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто титанический труд. И чаще всего это связано с тем, что ребенок учит стихотворение неправильно.

Очень важно начинать знакомить ребенка со стихами и рифмой как можно раньше. Даже в младенческом возрасте можно и нужно читать ребенку небольшие детские стихи, такие, как «Зайку бросила хозяйка», «Оторвали мишке лапу» и т.п. Стихи очень мелодичны, напевны и легко воспринимаются детьми любого возраста.  Когда ребенок подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания.

Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Образное мышление формируется у дошкольников во время игр, рисования, лепки, конструирования, при заучивании стихотворений. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, это и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируется логическое мышление, без которого не обойтись на занятиях в школе.

Важно знать, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

 Читая стихи ребенку, не достигшему четырехлетнего возраста, не стоит ставить перед ним обязательную задачу их запомнить.  А вот после четырех лет можно и нужно целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.   Как правило, стихи вызывают огромный интерес у детей и очень быстро запоминаются.  По своей природе у них великолепная память и  поэтому стихи запоминаются легко и быстро. Взрослым просто необходимо использовать это качество ребёнка, чтобы ещё больше развить его память, а значит и его способность к обучению в будущем.

Для того чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Первые стихи должны быть понятны и просты. Не стоит заставлять ребенка заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто,  К. Чуковского. Также подойдут потешки, считалки  детский фольклор.

Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, а детям спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».    

И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Очень важно заучивать стихотворение эмоционально и с выражением, в противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Не стоит приучать детей к невыразительной манере чтения стихов.

Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные ребенку слова и объяснить их.

 Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает ребенка к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.

Стоит рассмотреть вместе иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока ребенок будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения.

И только после такой предварительной работы стоит приступать непосредственно к заучиванию.   

Всем известно, что кому-то лучше запоминаются стихи на слух, кому-то обязательно нужно несколько раз прочитать строчки самим, кому-то необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а кому-то – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и дошкольникам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Стоит попробовать  каждый из них, и тогда вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Это поможет вам сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему.      Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка учить стихи"

Очень часто многие педагоги и родители не знают, как научить детей учить стихи. Надеемся наше пособие поможет в этом....

Как научить ребенка учить стихи

Методическая разработка. Материал для практической работы с детьми....

Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи?"

Консультация для родителей: "Как научить ребенка учить стихи?"...

Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи".

              Все дети совершенно разные. И этот фактор не обошел и стихи. Кто-то обожает учить их, а для кого-то это настоящая пытка. Что же делать, если мал...

Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи"

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УЧИТЬ СТИХИ                Все дети совершенно разные. И этот фактор не обошел и стихи. Кто-то обожает учить их, а для кого-то это на...

Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи"

Консультация для родителей "Как научить ребенка учить стихи"...

Консультация для родителей «Как научить ребенка учить стихи»

Консультация для родителей«Как научить ребенка учить стихи»...