Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая, средняя группа)

Абдулова Нина Владимировна

Дошкольный возраст — это уникальный период развития ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста

«Угадай, кто позвал»

Дидактическая задача: Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Игровые правила: Не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя.

Игровое действие: Поиск того, кто позвал.

Ход игры: 

Дети стоят в кругу воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете, голоса друг друга? Вова, позови, пожалуйста, Олю! Оля, а ты позови Сережу! Ребята, у Вовы и Оли разные голоса?

— Да, — отвечают дети.

— Но мы видели их, когда они говорили. А в игре тот, кто будет отгадывать, закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.

После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза (или становится спиной к детям), а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.

— Кто позвал тебя? — спрашивает воспитатель.

Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, поэтому целесообразно проводить ее в начале года.

«Игра с пальчиками»

Дидактическая задача: Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

Игровое правило: Пальцы загибать только после определенных слов.

Игровое действие: Имитация движений.

Ход игры: 

Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря:

— Это большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья. Послушайте потешку про эти пальчики!

Пальчик-мальчик, (Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова загибает по очереди другие пальцы)

Где ты был? —

С этим братцем — В лес ходил,

С этим братцем — Щи варил,

С этим братцем — Кашу ел,

С этим братцем — Песни пел!

— Какую песенку он пел с маленьким братцем? — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям.

Дети называют какую-либо знакомую песню («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками)

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Обращаясь к нему, воспитатель говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Игру с пальцами можно провести и так:

Ну-ка, братцы, за работу, (Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, (Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе»)

Печи все тебе топить,

А тебе воды носить, (Показывает на средний палец)

А тебе обед варить, (Обращается к безымянному пальцу)

А малышке песни петь, (Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку)

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

При повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др., а потом, когда запомнят всю потешку, они могут играть самостоятельно.

«Коза рогатая»

Дидактическая задача: Учить слушать стихотворение до конца, реагировать на слово-сигнал воспитателя; воспитывать внимание детей, быстроту реакции.

Игровые правила: Убегать только после слова «забодает», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне!»

Игровое действие: Имитация движений.

Ход игры:

После того как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы), воспитатель предлагает им поиграть.

Дети стоят лицом к воспитателю.

Педагог говорит им:

— Сейчас мы поиграем в козу рогатую. Я буду коза, а вы — козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.

Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет —

Забодает, забодает, забодает.

При слове «забодает» дети убегают от козы, а коза их догоняет.

На следующий раз на роль козы можно выбрать кого-либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка-маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.

«Заинька»

Дидактическая задача: Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.

Игровое правило: Заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет.

Игровые действия: Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика, и он вошел в круг, дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким         (Зайчик ходит в кругу как хочет)

Погуливай, гуляй! —

Некуда заиньке выскочити,

Некуда серому выпрыгнути.

Заинька, поскачешь —

Выскочешь,

Серенький, попляшешь —

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2 — 3 раза.

«На птичьем дворе»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.

Игровое правило: Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.

Игровое действие: Звукоподражание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

— Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?

Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру- у-грру-грру».

— А сейчас послушайте стихотворение, — продолжает воспитатель. — Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!

Воспитатель                                            Дети

Наши уточки с утра …                          Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда ...                             Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора …                        Бал-бал-бал! Балды-бал!

Наши гуленьки вверху …                      Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно …                         Кко-кко-кко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ...                                               Ку-ка-ре-ку!

В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». «Наши уточки с утра», — говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.

Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки.

В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей подгруппой.

«У медведя во бору»

Дидактическая задача: Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; упражнять в произношении звука р; развивать выдержку.

Игровые правила: Медведь громко рычит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать. Воспитатель помогает тому из детей, кто еще не произносит звук р.

Игровые правила: Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры: 

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку. (Показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», — рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят: «Р-р-р!».) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. (Дети громче произносят звуки.) Как громко рычал Рома! Он и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторонку.) Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит «р-р-р», нельзя. Такое правило в этой игре.

У медведя во бору                     Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно    

                                                     приближаясь к лесу, где живет медведь

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит: «Р-р-р!»           Дети убегают, а медведь их догоняет

Воспитатель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться сзади всех ребят, подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Саша! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», — так подбадривает воспитатель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным. Хорошо, если есть шапочка для медведя.

«Конь»

Дидактическая задача: Развивать речь у детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; воспитывать внимание, согласованность действий.

Игровое правило: Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия: Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры: 

Воспитатель ставит в колонну всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.

— Дети, сейчас, мы будем играть так: Демьян будет бойцом, а мы — все его лошадки. Куда скажет буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивалось ранее.) Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, — заканчивает объяснение правил и хода игры воспитатель.

Топ-топ-топ!                           Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки.                                              

Ты скачи, в галоп.                 Бег все время убыстряется.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

«Тпру», — говорит воспитатель вместе с ведущим бойцом              

Дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру...»

При повторении игры считалочкой выбирают другого бойца. А он потом по своему желанию называет себе замену, т. е. в игре используются разные приемы выбора ведущего.

«Петушок»

Дидактическая задача: Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

Игровое правило: Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Игровые действия: Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

Ход игры: 

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка.

Воспитатель обращается к детям:

— Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3 — 4 раза.

«Хохлатка»

Дидактическая задача: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы- наседки.

Игровое правило: Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

Игровые действия: Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры: 

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

— Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3—4 раза.

«Сова»

Дидактическая задача: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило: Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

Игровые действия: Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей

В лесу темно,                   Дети ходят по кругу.

Все спят давно.               Остановившись, изображают спящих птиц.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,                  Сова показывает, какая у нее большая голова. 

Большая голова,                             Вертит головой, смотрит по сторонам.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

«Уточка»

Дидактическая задача: Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Игровые правила: Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

Игровые действия: Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

Ход игры: 

Воспитатель показывает игрушки: большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Ксюша (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Ксюша (вместе с воспитателем):

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Ксюша становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

«Птички»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.

Игровые правила: Дети-птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек.

Игровые действия: Имитация движений птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям: послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Дидактическая задача: Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями.

Игровые правила: Пока дети читают стихотворение, они стоят на месте, следят за тем, как зайчики бегают по стене. Ловить солнечный зайчик можно только после слов «убежал на потолок».

Игровое действие: Дети ловят солнечного зайчика.

Ход игры: Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать солнечного зайчика рукой.

«Птицы и автомобиль»

Дидактическая задача: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Игровые правила: Бегающие врассыпную по комнате дети- птички улетают только после слов «берегись, посторонись!». Каждая птичка должна найти свое гнездышко и сесть в него.

Игровые действия: Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, имитация движений, использование атрибутов автомобиля (руль, шапочка с изображением автобуса или легковой машины).

Ход игры: 

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты).

Прилетели птички,                   Дети-птички «летают» и прыгают

Птички-невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.                 Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол

Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает:

Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-птички убегают от автомобиля.

При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем.

«Вороны»

Дидактическая задача: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо.

Игровые правила: Все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают — громко, когда засыпают — тихо.

Игровые действия: Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Ход игры: 

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой            Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями.

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Только к ночи умолкают             Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит.

«Пчелки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; учить действовать по словесному сигналу.

Игровые правила: Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

Игровые действия: Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям поиграть:

Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!».

На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы:

Полетели пчелки      Пчелки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и        

                                         жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты).

                                         Медведь направляется туда же.

Собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Слова пчелок-детей:

Этот улей-домик наш,    Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от                    

                                                     него.

Уходи, медведь, от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                 Медведь старается их поймать.

Дети-пчелки улетают за круг, очерченный на полу.

Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.

«Курочка-рябушечка»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.

Игровые правила: Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

Игровые действия: Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» — громко произносят: «Пи-пи-пи!»

Ход игры: 

Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи!                            (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» И т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера.

«Еду-еду»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.

Игровое правило: Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

Игровые действия: Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть — всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок-цок-цок». «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р»,— произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.

Еду-еду                         Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем самостоятельно играют в нее во время прогулки.

«Что круглое, а что овальное?»

Ход игры: 

Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.

Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (По­могает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, кабачок-яблоко).

В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок, и они вместе раскладывают их на две группы.

«Летает - не летает»

Ход игры: 

Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает»

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д.

Затем педагог произносит: «Не летает».

Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д.

Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми.

Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное - несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы.

Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

и т. д.

«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»

Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху.

Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.).

После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«Отвечай быстро»

Ход игры: 

Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например, «Зеленый», - говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Софье.

«Трава», - отвечает Софья и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например, «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».

«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например, «квадратный», бросая мяч следующему игроку.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Чем похожи?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«Будь внимательным!»

Ход игры: 

Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например, матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.

«Слушай внимательно!»

Ход игры: 

Педагог говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».

В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.

«Узнай!»

Ход игры: 

Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза.

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

- лимон и груша

- малина и земляника

- яблоко и слива

- смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Раздели на группы»

Ход игры: 

Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

«Подбери слова»

Ход игры:

Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.).

Другой вариант этого же задания.

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч | мебель

тополь | цветок

шкаф | насекомые

тарелка | дерево

пальто | одежда

муравей | посуда

щука | игрушка

роза | рыба

«Сходства и различие»

Ход игры: 

Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь | День - ночь

Лошадь - корова | Дерево - куст

Телефон - радио | Помидор - огурец

Самолет - ракета | Стол - стул

«Найди противоположный объект»

Ход игры: 

Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогии»

Ход игры: 

Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т. е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.)

«Назови одним словом»

Ход игры: 

Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем, одним словом.

Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

- стол, стул, шкаф - это...

- собака, кошка, корова - это...

- чашка, блюдце, тарелка - это...

- василек, ромашка, тюльпан - это.

«Найди общее слово»

Ход игры: 

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать, одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

Вера, Надежда, Любовь, Елена

а, б, с, в, н

стол, диван, кресло, стул

понедельник, воскресенье, среда, четверг

январь, март, июль, сентябрь

Обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т. д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

«Слова-близнецы»

Ход игры: 

Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т. е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

«Что чему нужно»

Ход игры: 

Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт".

Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.

«Почему?»

Ход игры: 

Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

«Выбери главное»

Ход игры: 

Взрослый говорит детям: Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова.

Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

«Да-нет-ка»

Ход игры: 

Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Например, "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

Темы для "данеток"и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

- Это листовой овощ? (Капуста, салат)

- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

- Это мужское имя?

- Имя начинается с гласной?

- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

- Это верхняя одежда?

- Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

- Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?

- Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?

Какой цвет я задумал?

Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?

Какую страну я задумал?

Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Какую известную битву я задумал?

«Черный ящик»

Ход игры: 

Детям показывают "черный ящик «или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Перечисли предметы»

Ход игры: 

Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация.

Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит: "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Противоположность»

Ход игры: 

Ведущий называет группе детей слово. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

Например, ведущий говорит слово "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска"(чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце"(чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода"(вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Придумай загадку»

Ход игры: 

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Кто кем (чем) будет?»

Ход игры:

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.

Кем будет яйцо?       (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей)

- цыпленок - петухом;

- мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой или быком

- бумага - книгой;

- снег - водой;

- вода - льдом;

- семечко - цветком;

- мука - блинчиками;

и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?"

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

«Третий лишний»

Ход игры: 

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя

Еще примеры для младших дошкольников:

- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают;

- машина, лошадь, трамвай;

- шапка, платок, сапоги;

- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

- дождь, снег, река;

- врач, турист, шофер;

- тень, солнце, планета;

- мороз, вьюга, январь;

- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;

- море, река, бассейн.

«Какое что бывает?»

Ход игры: 

Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).

Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным? (коротким)

- Что бывает широким (узким)?

- Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Что снаружи, что внутри?»

Ход игры: 

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?»

Ход игры:

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например, этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: 

Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: 

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а также знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

«Подумай и подбери!»

Ход игры:

Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например,

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь - людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело - гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей среднего дошкольного возраста

В брошюре описаны словесные игры для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека словесных игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр, потешек, чистоговорок для детей младшего дошкольного возраста...

Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста

ЛадушкиЦель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, ч...

Картотека словесных игр для детей младшего дошкольного возраста

Целью словесных игр является формирование умения детей слушать стишок до конца, понимать его; развитие речевого аппарата....

Картотека словесных игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека словесных игр для детей младшего дошкольного возраста...