Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnyy_rebenok.docx50.66 КБ

Предварительный просмотр:

Повышенная тревожность у ребёнка.
Психологическая помощь тревожному ребенку

Консультация для воспитателей

C:\Users\Людмила\Desktop\картинки тревожность\1336625639_777777.jpg

Подготовила
педагог-психолог  Логвинова Л.Т.

     Повышенная тревожность -вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей.
     Тревожность-  индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в "фоновом режиме" можно говорить о патологии.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.

Поведенческие признаки повышенной тревожности у ребёнка 

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Причины повышенного уровня детской тревожности.
Важная причина - нарушение детско-родительских отношений

  • излишняя опека, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание- все это приводит к тому, что ребенок теряет уверенность в себе, в своих силах, постоянно боится отрицательной оценки;
  • отвержение ,непринятие ребенка;
  •  частые упреки, вызывающие чувство вины;
  • завышенные требования  со стороны родителей и педагогов, с которыми ребенок  не в силах справиться;
  • противоречивость требований взрослого;
  • несформированность бытовых навыков;
  • резкое изменение условий жизни.

Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1.Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.

Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

2.Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним». Отделять поступки ребенка от самого ребенка. Не говорить ему, что он плохой,  нужно обсуждать и осуждать сам поступок:

3.Снятие мышечного напряжения

  • Тревожному ребенку очень трудно расслабиться. Для того, чтобы снять мышечное напряжение желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирание тела, игры с песком, глиной, водой, разные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
  • Еще один способ снятия излишней тревожности — фейс-арт ( раскрашивание лица красками аквагрим). Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
  • Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Перечисленные игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, выполнять их можно стоя или сидя.
    «
    Дудочка» (расслабление мышц лица)
    Неглубоко вдохнуть воздух, поднести воображаемую дудочку к губам. Начать медленно выдыхать, на выдохе вытянуть губы в трубочку.
    «
    Шалтай-Болтай» (расслабление мышц рук, спины, груди)
    «Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне».Поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.
    «
    Насос и мяч» (снятие мышечного гипертонуса)
    упражнение выполняется в паре, где один-большой надувной мяч, другой-насос надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены.корпус наклонен несколько вперед, голова опущена. Напарник начинает надувать мяч, сопровождая движение рук, качающих воздух, звуком «С». С  каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Далее  шланг насоса «выдергивается» из мяча и он, со звуком «Ш» с силой выпускает воздух. Тело обмякло, вернулось в исходное положение. При повторе происходит смена ролей .

«Зайки и слоники», «Волшебный стул»(повышение самооценки, улучшение взаимоотношения между детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности

Предлагаемые игры и упражнения помогут создать условия для снятия напряжения, уменьшения чувства тревоги и повышения уверенности в себе....

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

Как помочь ребенку преодолеть тревожность(рекомендации для родителей тревожных детей)...

консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей"

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто присутствия взрослого.• Делиться своей тревогой с ребенком...